В рамках реализации проекта «Духовно-нравственный код России» Вятский государственный университет в тесном партнерстве с вузами страны успешно завершил методическую работу по актуализации курса «Педагогика» с опорой на ключевые идеи фундаментальных ценностных принципов российского общества.
Над созданием учебного пособия по дисциплине «Педагогика» (16+) работал большой коллектив ученых и преподавателей из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Нальчика, Калининграда, Петрозаводска и многих других регионов. В авторский коллектив вошли специалисты с многолетним опытом преподавания и практики в сфере педагогики, а также эксперты, известные своими научными исследованиями в области образования. Авторами учебника стали представители различных университетов и научных организаций: Российская академия образования, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Вятский государственный университет, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, Донской государственный технический университет, Ижевский государственный технический университет им. Калашникова, Кабардино-Балкарский государственный университет, Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Северный государственный медицинский университет, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Томский государственный педагогический университет, Южный федеральный университет, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
С марта 2024 года на площадках ВятГУ был проведен ряд мероприятий, посвященных вопросам актуализации дисциплины «Педагогика» для непедагогических направлений подготовки: «Актуализация социально-педагогических дисциплин. Педагогика» и по обсуждению структуры, содержания, оценочных средств учебного пособия.
Итогом проделанной работы стало (16+) для студентов непедагогических направлений подготовки образовательных организаций высшего образования. Одним из ключевых моментов при разработке учебного пособия явилось обеспечение его практической направленности.
В учебном пособии педагогика раскрывается как системообразующая дисциплина среди социально-гуманитарных наук о человеке. Методологически и содержательно курс гармонизирован с дисциплиной «Основы российской государственности» и исходит из ключевой идеи о цивилизационной самобытности России, проявляющейся, в том числе, и через эволюцию её уникального опыта в сфере образования и воспитания, существенно обогатившего мировую педагогическую теорию и практику.
Основной целью преподавания дисциплины «Педагогика» является формирование целостных представлений о воспитании и (или) обучении, осуществляемых в интересах человека, семьи, общества и государства на основе фундаментальных ценностных принципов российской цивилизации.
На учебное пособие получены положительные экспертные заключения от представителей федерального учебно-методического объединения по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и специалистов профильных образовательных организаций.
С сентября 2024 года в 20 вузах страны началась апробация материалов учебного пособия по пяти разделам курса: «Нормативно-правовые и этические основы педагогической деятельности. Общая педагогика», «Теория и методика воспитания», «Дидактика», «Социальное взаимодействие» и «Инклюзия в профессиональной сфере». Предлагаемый курс отвечает на вопрос преподавателей: «Каким образом сделать так, чтобы студенты с интересом и удовольствием учились, акцентируя внимание на традиционных российских ценностях и смыслах российской государственности?».
Апробация учебного пособия в вузах-участниках позволит выявить потенциальные проблемы и риски в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Это позволит авторам пособия внести необходимые корректировки и улучшения для обеспечения более эффективного процесса обучения.
В рамках апробации авторы пособия получат обратную связь от студентов для определения перспектив обновления пособия с учётом интересов и возможностей обучающихся.
Заметим, что учет интересов и возможностей обучающихся в ВятГУ занимает важное место в подготовке будущих педагогов. Данный принцип напрямую находит свое отражение в в ВятГУ, которая предполагает выбор студентом индивидуальной траектории образования на протяжении всего обучения в вузе.