«У любого здравомыслящего политика или специалиста-дорожника сегодня есть всего лишь два варианта для объяснения причин финансового падения компании. Либо руководство «Вятавтодора» - это дитя, учащееся в первом классе коррекционной школы, либо, возможно, ведутся действия по преднамеренному утоплению фирмы. И, если первое априори исключается, так как руководство «Вятавтодора» (и я имею в виду не только штатную единицу регулярно меняющихся директоров, а больше тех, кто фактически владеет контрольным пакетом) уже получили высшее образование, то остается второе предположение», - делится мнением «политик со стажем».
Он провел аналогию нынешней ситуации с итогами завершившегося правления областью Николаем Шаклеиным (умер 16 мая 2023 года), которую «образно и эмоционально» подвел в 2009 году Сергей Карнаухов, назначенный на должность зампреда Правительства (по безопасности):
«Ни в одном регионе, как в Кировской области, я не видел такого воровства - наглого, открытого и безбоязненного, когда чиновник или олигарх, фигурально конечно выражаясь, пишет «я украл и ушел» и ставит свою подпись. Причем, пропал не батон хлеба или колбасы, а заводы и целые производства...»
Как рассказал собеседник, согласно данных, взятых им исключительно из открытых источников, за последние пять лет отмечено значительное падение изготовления и продажи «Вятавтодором» асфальто-бетонной смеси («абс»). Что, собственно, составляло основную прибыль компании, тратившуюся на обновление парка и прочие нужды.
Так, согласно официальных данных, в 2020-м году произведено 402 тысячи тонн, в 2022-м - в ковидном и экономически очень сложном году - 420 тысяч тон. А с приходом «нового областного руководства» - в 2023-м - производство и продажи упали на 100 тысяч тонн. И в нынешнем году «на гора» выдано всего лишь 280 тыс. тонн.
«Если кто-то скажет, что, вероятно, падение производства связано с невостребованностью товара, то отвечу: протяженность ремонтируемых дорог в Кировской области точно не уменьшилось в полтора раза. ГОСТы не снижают количество «абс» на километр дорог, которые, если судить по отчетам, у нас все лучше и лучше. Значит, есть единственный вариант: снизился километраж дорог, ремонтируемых «Вятавтодором» - такая вот простая арифметика».
О том, что «региональный тандем Соколов-Жердев» (как куратор дорожного строительства) будто бы предпочитает отдавать подряды не госкомпании, а частным предприятиям, Newsler.ru писал неоднократно. Но, если теперь «такова политика областного руководства», спорить с которой практически бессмысленно - причем, на всех уровнях силовых ведомств и светской власти, в том числе и кремлевской (именно Владимир Путин определил приоритетность госкомпаний, оставив для «частников» сегмент «в случае необходимости»), то, как минимум, вызывает недоумение приобретение, вероятно, «совершенно ненужных» «Вятавтодору» промышленных производств.
Например, «мертвый груз» асфальто-бетонного завода (АБЗ) в Неме, с помпой открытого в октябре прошлого года. Который «за ненужностью», так как дороги в Немском и Кильмезском районах ремонтирует частная компания, везущая «абс» из Казани, стоит лишь «памятником самому себе». Хотя проценты по лизинговому 70-миллионному приобретению через коммерческий банк сильно и отрицательно ударяют по бюджету «Вятавтодора».
Также в минувшем году был построен АБЗ в Радужном (взят в лизинг за 100 млн), уже шестой в списке принадлежащих «Вятавтодору» заводов. Он хоть и выпускает «абс», но, вероятно, больше старается не для себя, а для «чужой частной компании», ремонтирующей дороги в Опарино.
И, кстати, некоторые источники из Минтранса «видят в том подвох и хитрость», так как через 200 километров - что от Радужного до Опарино - горячая смесь без перегружателя якобы остынет и станет непригодной для асфальтирования. Как объяснил свое предположение собеседник, если бы строил дорогу заведомо плохого качества, то заранее соломки бы подложил. Например, заявил бы, что «Вятавтодор» готовит «ненадлежащую смесь», и, «глядишь, можно оспорить претензии по гарантийному ремонту».
«Наверное никто не сможет объяснить, зачем при значительном падении спроса на «абс» по решению Правительства построили два новых завода. Или иначе: зачем посадили «Вятавтодор» на немалую - в четверть миллиарда - «кредитную иглу»? Если и без них компания с трудом справлялась по своим банковским обязательствам», - размышляет сотрудник Минтранса.
Он же заявил, что «может порадовать» Newsler.ru тем, что, скорее всего, многочисленные публикации Издательства «скорректировали» процесс «перераспределения по подрядчикам двух миллиардов рублей, отпущенных на дорожный ремонт в 2025 году».
Напомним, что 17 июля состоялся конкурс на расторговку восьми дорожных лотов, львиную долю которых - на сумму 1,2 миллиарда рублей - получила частная компания из Татарстана - ООО «Волгадорстрой». Заказов на 600 миллионов выиграло СУ-43, а вот «Вятавтодору» досталось 85 млн.
По версии источника, якобы «после большого шума», что наделали публикации, в Татарстан для встречи с представителями «Волгадорстрой» выезжали руководитель Администрации губернатора Алексей Комаров и зампред Алексей Жердев. В результате «достигнуты соглашения» о «двустороннем расторжении договоров» на ремонт дорог Слободской-Нагорск (389,9 миллионов рублей) и Белая Холуница-Кирс (377,5 млн). Вероятно, что подряды перейдут «Вятавтодору», если, конечно, к весне будущего года облруководство не найдет «подрядчика поинтереснее».