Благодаря западным учебникам по писательству и сценаристике, многие в нашей стране знают про книгу «Тысячеликого героя» (16+) Джозефа Кэмпбелла. Тот, напомню, разобрал тысячи мифов различных стран мира на составные частей и вывел «секретную формулу» создания культовых историй, которой до сих пор пользуются писатели по всему миру. Так, например, даже Джордж Лукас использовал ее при создании четвертых «Звездных войн» (6+). Но немногие знают, что предвестником книги Кэмпбелла, вышедшей в 1949-м году, был работа нашего соотечественника Проппа, которую тот впервые опубликовал еще в 1928-м году.
Тогда Владимир Яковлевич провел исследование: разобрал сто сказок из сборника «Народные русские сказки» (6+) Александра Афанасьева на составляющие: героев, функции, мотивы, зачины и так далее. Получилась та же формула, что у Кэмпбелла, только для сказок. Пропп научно установил, что в сказках всего 32 функции и каждая новая история — есть их комбинация в различных вариациях. Плюс некоторые сказки могут быть не одноходовыми, а двух-, трех- или многоходовыми, но «кирпичики» историй всегда одни и те же. То есть любой может взять формулу Проппа и при наличии необходимого литературного таланта написать свою сказку.
Вторая работа в сборнике - «Исторические корни волшебной сказки» (1946-й год) — продолжает мысль, заложенную в «Морфологии...». Так, если каждая сказка это кирпичики и функции, то откуда они взялись, где искать корни их возникновения? И почему они встречаются именно в указанных комбинациях? Все ответы есть в тотемических обрядах, которые автор подробно разбирает. Именно после этой работы Проппа уволили из Академии наук, обвинив в мистицизме и... «антимарксизме». Хотя видно, что автор пытался упоминать труды Маркса и Энгельса, необходимые в подобных работах для советского времени, но эти ссылки сейчас выглядят нелепо — книга точно не про это. Да и мистицизма в ней нет, а вот исторических исследований хватает. В целом — интересное чтиво для всех, кто занимается созданием историй.