А опубликованная правительственная «Схема объезда для большегрузов, фур и грузовиков», по мнению политиков и предпринимателей, уже определена как «целенаправленное уничтожение региональных дорог и мостов», «будущих колоссальных трат областного бюджета» и «подрыв местного бизнеса».
К сожалению, через неделю после возникновения официально не признанной «чрезвычайной ситуации» ни одно из местных силовых ведомств не только не дало предварительной оценки случившемуся, но не обследовало и не зафиксировало степень «проседания первого пролета мостового сооружения». Вероятно приняв как аксиому губернаторское утверждение о «виновности» автопоезда, вес которого превышал допустимую норму в пять-шесть раз.
При том что даже школьник, а не служащий в офицерских погонах, задумался бы над тем, почему автопоезд, легко преодолевший по российским дорогам десятки эстакад, «добил» именно моломский мост? Или дело вовсе не тяжелой фуре, которая стала поводом, а не причиной обрушения дряхлой переправы, стоически дожидавшейся ремонта — причем в режиме «повышенной готовности» — аж с 2022 года.
«Чурин убил бы меня в моем кабинете»
Заняться собственным расследованием «ситуации», Newsler.ru вынудила информация, опубликованная еще в 2021 году, когда впервые «просел пролет моломского моста». И, когда удалось связаться с Юрием Логиновым, бывшим главой регионального минтранса (до ноября 2022 года), стало понятно, почему представители кировского обкома КПРФ дают оценку произошедшему, начиная с фразы: «...при Сталине это назвали бы вредительством».
Как пояснил Юрий Николаевич, первичная деформация моста была зафиксирована в конце 2021 года. Чтобы не останавливать движение транспорта на трассе Киров-Котельнич, идущей в западном направлении на Кострому и Вологду, а в восточном на Урал, был проведен срочный ремонт:
«Мы все прекрасно понимали, что выполненных работ хватит лишь на несколько месяцев, после чего деформация продолжится и усилится. Поэтому на заседании Правительства был введен «режим повышенной готовности» в районах Орловский, Котельничский и Советский с целью недопущения в регионе ЧС. И разработана стратегия ремонта моста без «объездных ущербов для водителей и бизнеса».
Как рассказал Логинов, финансовые траты на ремонт моста, находящегося на федеральной трассе, согласно проекта, должны быть компенсированы федеральными средствами «Росавтодора». При том что в сметную стоимость входило приобретение и монтаж наплавной переправы через Молому, что не стоило бы областному бюджету ни рубля:
«Когда в конце 2022 года уходил из Министерства, о ситуации доложил новому руководству области, подчеркнув ее чрезвычайность. Меня заверили, что в 2023 году, как и планировалось ранее, мост будет капитально отремонтирован. Почему не сделали? Почему допустили обрушение, и куда ушли федеральные деньги — это вопрос не ко мне, а к действующему министру транспорта».
Впрочем, завершая разговор, Юрий Николаевич не сдержался и воскликнул: «Если б такое случилось при мне, то Чурин (до сентября 2022-го глава Правительства Кировской области) убил бы меня прямо в моем кабинете».
Красиво отрапортовали — некрасиво обрушились
Кстати, Newsler.ru, обратив особое внимание на слова о ремонт моста через Молому и установке понтонной переправы за счет федеральных средств, адресовался к источнику из регионального минтранса, который сообщил, что ждал, когда редакция «дозреет до такого вопроса»:
«В качестве собственной версии скажу, что деньги на наплавной мост и ремонт стационарного через Молому давно получены. Недаром ведь у Дашкевича (Анатолий, начальник ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье») глаз дергается, когда говорят о Кировской области. Куда потрачены средства, утверждать не буду, но советую вспомнить недавний отчет облправительства о ремонте тысячи погонных метров кировских мостов и свои же публикации о переправе через Вятку в Советском районе».
Действительно, согласно прошлогодней декабрьской публикации «Большой мостовой развод за федеральные деньги?», депутатское сообщество еще перед новым годом озвучило претензии к областному руководству якобы «подгоняющего ремонты эстакад под удобного генподрядчика». В пример был приведен мост через Вятку в Советском районе, бывший до того «в приличном состоянии» и не планируемый к внесению в реестр предаварийных еще, как минимум, пару-тройку лет.
При том, что по версии «Дорожного комитета», смыслом ремонта моста через Вятку, сданного в эксплуатацию в декабре прошлого года, была и политическая подоплека, и как бы «личный интерес»:
«Зачем убиваться над кучей малюсеньких мостов (в списке предаварийных их более двух десятков) — ни славы, ни почета, ни денег украсть. А через Вятку забабахали 610 метров и через Чепцу в Фаленском районе 230 — и выступай в Москве гордо: километр отремонтировали. При том что генподрядчиком «областных мостовых свершений» была «татарская компания», чьи отремонтированные мосты принимались в эксплуатацию с очевидными недоделками».
Как пояснил собеседник из минтранса, сегодня обывателю должно быть понятно, почему ответственными за разрушение моста через Молому не называют тех, кто «реально виновен», а задерживают водителя автопоезда, нарушившего «весовое ограничение»:
«Знак весового контроля, вопреки утверждению губернатора, стоит прямо перед мостом, и водителю большегрузной фуры, когда увидит ограничение, на дороге назад не спятиться и на мосту не развернуться (фото сделано Newsler.ru 27 апреля). Так что обвинение водителя в разрушении моста стыдно и смехотворно»...
Калечащий объезд
Интересно, что не обрушение моста через Молому, а опубликованная на следующий день «Схема объезда для большегрузов, фур и грузовиков» стала причиной начала собственного журналистского расследования.
Так как, по мнению кировских дорожников, этот документ есть «главное подтверждение сознательного и вероятно целенаправленного разрушения региональных дорог и мостов, колоссальных перерасходов местного бюджета и разорения бизнеса (стоимость перевозки грузов уже, как минимум, удвоилась), не скукоженного внутри области»:
«Если специалисту-дорожнику или дальнобойщику глянуть на этот список, то волосы дыбом... Кировское Правительство, загоняя транспорт на объездные пути, отправляет нас в дорогу по региональным предаварийным мостам, где годами введено ограничение по массе. И тяжелые машины окончательно добьют переправы, как и на Моломе, перед въездом на которые стоят ограничительные знаки от 10 до 20 тонн».
При этом, по версии собеседника из «Дорожного комитета», утверждение главы региона, что на дорогах существует весовой контроль — это фантазии областного руководства, чтобы не сказать открытая ложь.
Потому что кроме знаков, установленных еще «при царе Горохе», одиноко ограничивающих движение, должен, как минимум, круглосуточно стоять у моста сотрудник ГИБДД. Которому придется объяснять каждому водителю каждой задержанной фуры, на какой именно глазок он определил в его машине перегруз. Так что пользы от такого ГАИшника не больше, чем от его ростовой фотографии.
Как подтвердили в ведомстве, у них на балансе числится одна машина, которая так давно стоит без дела, что «наверное заржавела». А иного оборудования и техники для передвижного весового контроля просто не существует.
«В конце прошлого года сообщили о монтаже двух весовых площадок, и, если даже предположить, что они действуют, то аварийных мостов, по которым перезапустили поток машин могу навскидку назвать десяток, - говорит собеседник. Он без труда перечислил: мост через Быстрицу на 29 километре трассы Киров-Советск-Яранск - ограничение 20 тонн, мост через Пижму и Немду, соответственно 15 и 20 тонн, через Кокшагу и Тулубайку - по 20 тонн... Еще два моста на трассе Киров-Малмыж и через Нерсму — с ограничением 18 тонн».
Присоединились к обсуждению «Схемы» и кировские строители, которые увидели в «объездной схеме» дороги, на которых введено «весеннее ограничение»:
«Это какой-то бред, пустить транзитный транспорт по дорогам с ограниченным движением. При этом даже не сняв ограничение, чем нарушают свой же закон. И никого не тревожит, что добьют мосты, дороги и водопропускные трубы... И аукнется это миллиардами рублей, но не из федерального, а регионального бюджета... И, очень похоже, что за неустанное уничтожение нашей земли, превращение в хлам и труху уже имеющегося, никто не ответит. Поэтому, пожалуй, поддержу КПРФ и скажу: Сталина на них не хватает».