«У Великого поста, можно сказать, есть три измерения: измерение человеческое (телесное), измерение душевное и духовное. Со всех этих трех точек зрения попытаемся посмотреть», - начинает свои размышления протоиерей Андрей Лебедев.
Телесное измерение: нет постной водки и постных конфет
«Самое простое и, может быть, в наше время и самое сложное – это измерение телесное. Как же постится тело? Вроде все мы знаем, что в течение Великого поста мы не вкушаем совсем ничего животного происхождения: ни мяса, ни субпродукты, ни какие-то животные жиры, яйца, сыр, рыбу и так далее, а едим только все растительное: огурцы, помидоры, хлеб, крупы. Казалось бы, все понятно. В субботу, воскресенье пост немного послабее, там можно в ряде дней черепокожих – кальмары, моллюски и прочие морепродукты», - говорит священник.
Лебедев продолжает: «Но смотрите, какой удивительный момент: поначалу пост был, как писал святой Иоанн Златоуст, не вкушать животную пищу, экономить на этом деньги, эти деньги раздавать нищим, помогать церквям и таким образом меньше тратить времени и внимания на пищу. В наше время все сложилось наоборот, люди, которые идут в пост подчас столько покупают еды, сейчас столько всего продается: постных пирогов, постных пельменей, постное молоко, постное мясо, все это можно купить и это выйдет в разы дороже, чем привычная скоромная пища, и тогда смысл поста теряется».
«Поэтому первый смысл телесного поста для современного человека: принимать более простую еду, на которую мы будем меньше времени тратить в плане ее поиска и приготовления. И в этом отношении давайте не будем хитрить, есть еда постная по составу, но налегать на нее в этот период работы над собой не стоит, например, постные конфеты. Некоторые и водку пьют, говорят, она постная», - возмущен протоиерей.
По словам священника, «нужно быть честным». «Меньше есть то, что ты любишь. Например, солености и сладости, эту же халву, но делать в основе рациона упор на то, что полезно, но не очень нравится: каши, толокно, другую еду, которая нам поможет именно поститься», - поясняет он.
Лебедев объясняет, чем пост, отличается от добровольного отказа от мяса — продукта убийства. «Нужно понимать, что пост в физическом смысле – это не веганство. Сейчас есть веганы, которые мясо не едят, они гнушаются мясом, они презирают порой мясную еду. Мы относимся к пище по-другому. Мы понимаем, что Господь пищу нам дал, любая еда дается от Бога», - критикует тех, кто не ест мясо протоиерей Андрей Лебедев. По его словам, с другой стороны, еда не приближает, не удаляет от Бога, что бы мы ни ели – мясо или макароны, можно тем и тем объестся, можно то и другое есть Бога благодаря.
Почему в пост все-таки важно поститься?
«Нельзя говорить, что еда – это не важно, потому что это самая первая мера поста, самая простая, насколько это возможно. Другой разговор, если не позволяет именно здоровье, то мы можем в этом отношении как-то ослабить, посоветоваться с врачом, подойти к священнику, сообщить, что не можем полностью поститься, рассказать о заболевании. И батюшка вам благословит послабления, но вы должны понимать, что делать это нужно по совести. Если врач сказал, что показано молоко, и священник благословил, это не значит, что молочными продуктами нужно забить весь холодильник и только ими питаться», - говорит Лебедев.
Он добавил, что «по совести делать: принимать молочко как лекарство. Терпит желудок, постимся, чувствуем, что не терпит, тогда уже молоко добавлять в кашу. Важно соблюдать эту меру: чувствуем, что легко – меру поста добавить, ощущаем, что тяжело – ослабить. Нужно найти такую меру, чтобы мы не доедали, пост ощущали, было в некотором смысле тяжело, но в то же время мы не падали. Каждый человек сам должен по совести для себя посмотреть, что ему возможно понести».
Задача в пост — не похудеть, а приблизится к Богу
По его словам, когда люди находятся в больнице, армии, у них нет выбора, там они едят, что дают. А если человек находится дома, то должен стараться по-честному поститься, по-настоящему. Чувствовать, что мы что-то для Бога делаем – от скоромной еды отказываемся.
«Это простая вещь, но она очень духовная, почему и святые отцы говорили, что пост и молитва – только двумя этими вещами изгоняются бесы и страсти. Поэтому к посту надо относиться серьезно, и в этом отношении попытаться правильно все скорректировать, чтобы не впадать в какие-то крайности и в то же время не ослаблять самого себя. Потому что некоторые говорят, что самая главная задача на это время – похудеть, а другие, напротив, так постятся, что в два раза еще потолстеют. Обе позиции неверные, не должно быть таких целей и такого настроя», - отмечает протоиерей Андрей Лебедев.
К физическим вещам можно отнести также оздоровление организма с помощью физических упражнений. Священник предостерег, что не нужно заниматься йогой или другими околорелигиозными учениями. Нужно заниматься обычной физкультурой, пешком больше ходить, можно даже пешком прийти на службу сегодня в один храм, завтра в другой, и помолиться за службой. «Если в пост стараться казаться грустными, ни с кем не общаться, на людей не обращать внимания, нос повесить и так ходить – это тоже неправильно. Мы должны быть благодарными за этот период, а ко всем людям стараться относиться добрее», - отмечает протоиерей Андрей Лебедев.
Остановился он и на том, как соблюдать Великий пост детям: «Пост в меру сил. В школе пусть едят все, что им на обеде предложено. Для детей самый главный пост – сладкое не есть, это касается и всех взрослых сладкоежек».
Страсти — в сласти
«Говорят, со сладкого начинаются все страсти: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Поэтому в пост нужно варенье и меда по минимуму, а конфеты совсем не есть. Это очень тяжело для многих», - считает священник. По его словам, специалисты, которые работают с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, выявили параллель, что механизмы в психике, отвечающие за зависимость от сладкого, алкогольную зависимость и прочие, аналогичны.
«Поэтому у детей, страдающих пристрастием к сладкому, складывается большая предрасположенность и к другим химическим зависимостям. Понятно, что совсем без сладкого детям тяжело, в этом случае надо постараться перенести потребление сладостей в сторону натуральных, что-то испечь, предложить минимум меда и местного варенья, цукаты, орехи, главное, отойти от химических конфет, вызывающих особое привыкание, - отмечает протоиерей Андрей Лебедев. - Сейчас практически около каждой школы открылись магазины сладостей, поэтому для детей такое ограничение как сознательный отказ от конфет – станет их мерой поста. Вообще ближайшие полтора месяца – идеальное время для избавления от вредных привычек – и курения, и кофе, и алкоголя, это время для укрепления души».
Оставьте соцсети ваши
«Второе измерение поста касается души. Душа у человека так устроена, что ей все время нужны впечатления. А впечатления даются, как нам кажется – в развлечениях. У всех они разные, как минимум – телевизор, телефон. И первое, что нужно сделать – ограничить по максимуму. Сократить просмотр фильмов, музыки и даже новостей. У большинства современных людей развлечением являются соцсети. И слова Иисуса Христа «Оставьте ваши сети и следуйте за Мной», сейчас приобрели новый смысл: «оставьте ваши соцсети». Очень важно сократить время, уделяемое интернету», - размышляет священник. Он отметил, что нужно больше читать книги, в том числе, духовную литературу, делать заметки, делится этим с близкими, а детям читать вслух.
Священник посоветовал, например, установить приложение православной радиостанции и сделать настройки на чтение Евангелия, поучений. «Но это не заменит чтение духовных книг», - отмечает протоиерей Андрей Лебедев. И все-таки для начала он рекомендует вернуться к чтению, например, книг современных отцов, и постепенно идти к духовным истокам. И, конечно, «снова и не спеша читать Евангелие»: «А когда останется время, прочитать апостольские послания, и из этих поучений, наставлений выписывать то, что ближе к сердцу, это очень важно».
Важный момент для души - это труд, в частности, земледелие. Он считает, что бездельников начинают искушать бесы. Трудиться на земле, например, на даче, но в меру, а если таковой нет — заниматься выращиванием растений дома. «Это важно, чтобы ощущать связь с устроенной Богом жизнью, возделыванием человеком своего сада и при этом меньше быть зависимым от чего-то внешнего», - отмечает священник и снова говорит, что все должно быть без крайностей.
Священник отметил важность общения с семьей и посоветовал «обратить внимание на соседей, вдруг среди них есть те люди, которым нужна помощь». Но важно и не навязывать свой образ жизни другим людям, вести себя деликатно и понятливо. Важный момент — благотворительность, которой необходимо заняться, в том числе, отдать нуждающимся свои хорошие вещи (обувь, одежду и т. п.).
Выйти на духовный уровень
«Самый важный уровень — духовный, - говорит протоиерей Лебедев. - Порой мы на этих двух уровнях — телесном и душевном — застреваем: что-то стараемся есть поменьше, смотреть поменьше, что-то читаем и все. А должны подойти к самому главному – к духу, чтобы дух свой укреплять».
Что же нужно сделать? По словам священника, важно заново посмотреть на свою жизнь, как будто вы в первый раз пришли в храм. «Перепроверить свою жизнь заново, все переосмыслить и когда пойдете на исповедь, исповедоваться о том, о чем вы переживаете», - отмечает священник. «Пост – это как раз время, когда мы можем принести достойное покаяние за свою жизнь. Подумать, в чем мы можем покаяться, что исправить и что делать против грехов, которые у нас были. Любим сладкое – постараться сейчас от этого отказаться и уже с духовным смыслом, понимая, что хочется, понимая, что вкусно, но отказываемся как духовное упражнение, тем самым себя этим ограничиваем. И поэтому обычно рекомендуется за Великий пост сходить хотя бы три раза на исповедь и Причастие: в начале поста, в середине, когда Крестопоклонная неделя и на Страстной седмице, как минимум. Также рекомендуют сходить на Соборование», - говорит протоиерей Андрей Лебедев.
По словам священника, важно оглянуться на своих родственников, которым стоит предложить такой духовный путь. «Все равно они живут в современном мире и могут увидеть об этом информацию даже в телевизоре или интернете, и Господь вложит им в сердце, что нужно поменять что-то в своей жизни, а мы обязаны им помочь разобраться. Некоторые даже начинают поститься сами по себе, но в храм не ходят, им хочется что-то сделать, а главного не осознают – им вы и предложите. Мы не знаем, как дальше будет у них в жизни, но попробовать предложить им сходить в храм — нужно», - говорит священник.
«Не просто прийти на службу постоять, а найти книги, почитать канон Андрея Критского, поразбираться в примерах жизни святых. Есть такой сайт Азбука.ру, где все разобрано», - добавляет он.
По его словам, пост – это время возвращения к молитве: «Попробовать их почитать по-новому. Понять, все ли слова понимаете, которые читаете, все ли грехи, которые названы, например, что такое «мшелоимство» или «... да не на мнозеудаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду...», что означают слова молитвы».
«Есть две крайности. Некоторые считают, зачем молитвы, я сам с собой помолюсь и достаточно, но это неправильно. Нам Церковь дала примеры молитвенных правил: утреннее, вечернее правило, каноны, правило ко Святому Причащению, акафисты, богослужения. Другая крайность, вычитал канон и думать, что я молодец. Нам нужно учиться молиться от сердца: Господи, помоги мне покаяться в таких-то грехах, вразуми, помоги мне это исправить, помолиться о всех родных и близких. Не получается у меня по-доброму общаться с такими-то людьми, помоги мне, настави, поддержи, я очень часто раздражаюсь, советов много даю, осуждаю, научи, как не осуждать их. На конкретных примерах надо Господа просить от сердца об исправлении своей души, это будет правильно».
Из его слов следует, что в пост важно смотреть на себя, не сравнивая с другими. «Если каждый из нас заглянет в свое сердце по-честному, то увидит, что еще в жизни не делает, что нужно изменить перед Богом, в чем мы виноваты. Очень часто мы замечаем в себе ту или иную страсть, прегрешение, но все равно не работаем в плане исправления, обещаем себе на исповеди, что, например, не будем говорить какие-то гадкие слова людям, учить их, воспитывать, наставлять без мудрости, и все равно это делаем. Если вам хочется их наставить на добро, то не нужно говорить, что это ты делаешь плохо, здесь есть такой принцип, что нужно за пост стать к себе строже, к людям мягче, а к Богу ближе. Вот это постараться нужно сделать. Но и честность не должна быть перевернутой дьяволом, нужно ко всему относиться с мудростью. А то подчас у человека ревность не по разуму, мол, я начинаю упражняться в посте, молитве, доброделании, и давайте все окружающие следуйте этому примеру со мной», - отмечает священник.
Андрей Лебедев отметил, что необходимо помнить о том, что сложные времена люди переживали только одним — приобщением к духовной жизни. «Патриарх Ермоген говорил и сейчас об этом старец Илий говорит, хотите, чтобы прекратилась война и была победа, нужно поститься, нужно молиться. Переживаешь о нашей стране – попостись не только для себя, но и для нашей страны. К сожалению, мало людей по-настоящему держат пост, поэтому хотя бы в меру сил желаю приобщиться каждому», - подытожил он.