21 марта в «Точке кипения» Вятского государственного университета открылась научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Педагогика», собравшая порядка 200 участников из 42 регионов России. Среди них научно-педагогические работники вузов, отвечающие за разработку рабочих программ, методических рекомендаций и преподавание дисциплин, связанных с общепедагогической подготовкой, а также с иными дисциплинами, направленными на формирование основ педагогических знаний.
«Большое число заинтересованных специалистов из разных вузов страны собралось для того, чтобы обсудить очень важные вопросы. Как актуализировать дисциплину «Педагогика» для студентов, обучающихся по непедагогическим направлениям подготовки? Каким образом сделать так, чтобы студенты с интересом и удовольствием учились, акцентируя внимание на ценностях и смыслах российской государственности? Очень важно, чтобы наши преподаватели были обеспечены учебно-методическими материалами», - отметила модератор пленарного заседания Галина Симонова, директор Педагогического института ВятГУ, предваряя работу.
К участникам конференции обратился проректор по образованию ВятГУ Сергей Никулин:
«Благодарю всех, кто нашел время, чтобы приехать в Киров и вместе с нами подумать о будущем.
О будущем не только педагогики, но по большому счету всего подрастающего поколения. Символично, что 110 лет назад, в 1914 году, на вятской земле открылся Учительский институт. Сегодня одним из институтов Вятского государственного университета также является Педагогический. Наибольшее количество бюджетных мест у нас выделяется на педагогическое направление подготовки».
Сергей Викторович рассказал, что крупнейший вуз Кировской области является участником программы «Приоритет-2030»:
«Мы определили для себя три стратегические линии развития, одной из которых является гармоничная личность. Мы понимаем важность духовно-нравственного воспитания студентов, приобщения их к традиционным ценностям. То, что мы сформулировали в программе развития вуза, перекликается с теми смыслами, о которых недавно говорил Президент России в Послании Федеральному Собранию.
А сейчас вместе с вами мы начинаем дискуссию о том, какие смысловые элементы должны быть в обязательном порядке в дисциплине «Педагогика»; каким образом традиционные ценности, которые закладываются еще в школе, мы можем усилить и поддержать».
Начальник отдела Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХИГС, представитель проекта «ДНК России» Андрей Резниченко сообщил:
«Сегодня ведется обширная работа по линии учебно-методических объединений. Прошло много конференций в рамках опорно-методических центров. Ведется работа внутри укрупненных групп, направлений подготовки. Нам нужна интенсивная коммуникация внутри нашей единой экосистемы».
Большой интерес вызвало выступление профессора, зав. лабораторией научно-методического сопровождения детских и молодежных объединений и сообществ РАО, члена ФУМО по УГСН «Образование и педагогические науки» Елены Илалтдиновой. Елена Юрьевна посвятила доклад миссии университетского курса «Педагогика» в формировании гражданской идентичности, подчеркнув при этом важность обращения к таким традиционным ценностям, как созидательный труд, приоритет духовного над материальным, справедливость, коллективизм.
В этом учебном году первокурсники всех российских вузов и направлений подготовки начали изучать дисциплину «Основы российской государственности». Своими выводами о смыслах и результатах обучения по модулю «Основы российской государственности» как обязательного элемента образовательной программы поделился руководитель методической школы «Методика и технология преподавания основ российской государственности» Андрей Семено, доцент кафедры теории и истории государства и права, заместитель директора Юридического института ВятГУ. Выступление Андрея Валерьевича имело исключительную важность: ведь, по мнению экспертов, актуализация социально-гуманитарных дисциплин должна базироваться на установках «Основ российской государственности».