www.razvlekis-kirov.ru
Поиск мест и событий
Ничего не найдено
Все результаты
Добавить компанию
Сегодня:
,

Русских против Соколова: политические «разборки» или разыгранный спектакль?

  /     /  
Русских против Соколова: политические «разборки» или разыгранный спектакль?
  /  
22
Русских против Соколова: политические «разборки» или разыгранный спектакль?

Русских против Соколова: политические «разборки» или разыгранный спектакль?

На последнем перед летними каникулами пленарном заседании Заксобрания Кировской области депутат Дмитрий Русских, числящийся во фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП), демонстративно «наехал» на главу региона Александра Соколова. И чуть ли не прямым текстом обвинил его в «фатальном развале» «Вятавтодора» в пользу «чужих дорожно-строительных компаний». Мы попытались разобраться, что могло стать причиной жаркой дискуссии.

«Я назвал бы это диверсией по отношению к предприятию. Я увидел конкурс, где из двух миллиардов рублей «Вятавтодор» (ВАД) взял всего 75 миллионов... Компания, которая победила - представители Татарстана «Волгадорстрой», - заявил тогда с трибуны депутат Дмитрий Русских. И был прерван губернатором, оценившим его речь лишь одним, но весьма емким словом - «ложь».

Хотя большинству депутатов и гостям пленарки, весомо представленных в основном руководством силовых ведомств, не было понятно, в чем заключается «ложь». Ведь Дмитрий Русских всего-то озвучил официальные итоги торгов на ремонт дорог в 2025 году. И дал тому собственную, как поначалу почудилось депутатскому корпусу, критическую оценку.

Своя игра

Начало губернаторского «алаверды», казалось бы, «жестко побрило» опасной бритвой чрезмерно словоохотливого депутата.

«Я на всю область сейчас скажу, - произнес Александр Соколов, - там интересы вашего бизнес-партнера, вашего личного бизнес-партнера... И вы сейчас на трибуне защищали его интересы».

Речь шла о том, что в течение двух последних лет Дмитрия Русских называют возможным лоббистом интересов СУ-43 - компании, которая в 2024-м выиграла, можно сказать, более половины всех крупных лотов на ремонт областных дорог. При том что половину оставшихся контрактов ВАД отдал на субподряд — из расчета деньги-в-деньги — ГК «Тигран Великий».

Поэтому неосторожное утверждение губернатора «на всю область скажу», сняло с депутата Русских «лобби-подозрение», утвердив его в статусе якобы «паровоза» частной компании.

Финал ответной речи Александра Валентиновича вышел таким, что даже самая «спящая фракция» очнулась от уютной дремоты.

«Фамилии в интересах следствия озвучивать не буду, - сказал глава региона. - Все документы по бывшему руководству «Вятавтодора» переданы в следственные органы. И Будника (Александр Будник — экс-генерал-майор полиции, с 16 июля 2024 года генеральный директор ВАД) назначили туда — милиционера, который плохо понимает в дорожной отрасли, чтобы это змеиное гнездо, как выяснилось, вывести. Каленым железом вывести все схемы коррупционные, которые там есть. Какие именно, и кто будет наказан — не мне решать»...

Было бы вполне логично, если б депутат Русских поинтересовался в тот момент: а чьи интересы защищает с трибуны Александр Соколов? Который на вопрос о причинах вывода миллиардов рублей в соседние регионы ответил ожидаемо: «Документы переданы следствию».

Так что губернаторский словарный пассаж «в интересах следствия» завис в умах заседателей неразгаданной загадкой, но при всей очевидности напрашивающегося ответа. А именно: куратором дорожной отрасли является его, как поговаривают, «друг» зампред Алексей Жердев. Можно предположить, что без его одобрения экс-директор ВАД Алексей Вепрев (отстраненный губернатором от должности 8 июля 2024 года) шагу бы не шагнул «налево». В том числе, при подготовке лотов на ремонт дорог. Кстати, уже два года как работники ВАД сетуют: на балансе предприятия почти 700 единиц дорожной техники, а они якобы «собирают окурки вдоль дорог».

И, вероятно, не рискнул бы собственной свободой, безостановочно закупая стройматериалы у «единственного поставщика», платя с каждой тонны гравия или мазута, по предварительным данным, двойную и, возможно, даже тройную рыночную цену. Так что, отказавшись от услуг многолетних партнеров, ВАД в период кураторства Жердевым дорожной отрасли только перед одним известным частным предпринимателем (вхожего, кстати, в реготделение СРЗП) Игорем Редькиным была, вероятно, сформирована почти полумиллиардная задолженность, которая может загнать компанию в банкротство.

Стоит напомнить, что в период руководства областью так называемым тандемом «Васильев-Чурин» (имеются в виду экс-губернатор региона Игорь Васильев и экс-премьер Александр Чурин — ред.) ВАД заключал не менее 70 процентов всех расторгованных контрактов. И в конце 2022 года компания перешла в руки нового облруководства с выручкой почти 7 миллиардов рублей и чистой прибылью порядка 300 млн. рублей (по открытым данным сервиса Kartoteka.ru).

Интересно, что пик развитии компании пришелся на 2022 год.

Согласно информации rusprofile.ru, по итогам 2023 года у ВАД финансовые показатели начали падать: выручка была на уровне 6,6 млрд рублей, чистая прибыль — 134 млн рублей.

Почему не поверили «дуэту»

«Если ты не очень крепко спал на заседании, - поясняет один из депутатов, - то выступление Дмитрия Русских сразу же привлекло внимание. Нет, не его отважной критикой в адрес губернатора — ведь цифры расторговки восьми дорожных лотов общей стоимостью два миллиарда рублей (1,1 млрд руб. - взяла компания ООО «Волгадорстрой», заказов на порядка 600 миллионов выиграло СУ-43, а «Вятавтодору» досталось примерно 75 млн.) неделей раньше были уже озвучены Newsler.ru. А, скорее, полной нелогичностью речи»...

Как пояснил собеседник, во-первых, многие удивились, почему Русских обвинил губернатора, хотя точно надо было спросить с Жердева.

«Во-вторых, почему Дмитрия так сильно задела компания из Татарстана, хотя тогда многие уже предполагали, что больше миллиарда рублей может получить на субподряд «Тигран Великий». А с чего бы Русских публично идти против «Тиграна»? Против интересов Марии Бутиной? Да никогда в жизни», - делится исключительно своим мнением собеседник, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным.

Тогда, по словам источника, и закралось у него сомнение: а не спектакль ли это двух актеров, разыгранный для широкой публики? Не показательный ли скандал красивой пьесы «Как Александр Соколов каленым железом борется с коррупцией»? При том что самой «широкой публикой» могло быть региональное силовое руководство, бывшее на заседании и следившее за перепалкой с большим интересом.

Тем более, что речь Дмитрия Русских, по мнению политика, была по сути ни о чем: «Конкурс состоялся — игроки определены. Тоже мне секрет — Русских лоббирует интересы своих партнеров. В обеих Думах процентов 70-80 депутатов на этом же специализируются — кто-то гласно, а кто-то нажатием кнопки».

Впрочем, одной «пикантной деталью» поделилось немало депутатов и сотрудников «серого дома», которая лишь утвердила их мнение о, вероятно, срежисированном действе. Но, так как Newsler.ru не предоставили доказательств, можно говорить лишь предположительно о том, что в перерыве между заседаниями Дмитрий Михайлович «помчался в кабинет губернатора», откуда в добром расположении духа вышел через несколько минут.

А по версии пары-тройки собеседников, когда депутат выходил от Александра Соколова, вслед ему якобы прозвучали слова одобрения его «актерского таланта». Впрочем, сами собеседники назвали «серый дом» «большой сплетницей».

«Большой вятский треугольник»

Почти месяц Newsler.ru искал ответ на свой вопрос: к чему был разыгран «политический спектакль»? Можно было принять на веру версию, что это еще одна демонстрация Соколовым нетерпимости к коррупции. Но разумно ли это? Ведь говорить о неприятии жульничества даже на уровне подозрений у Александра Валентиновича получалось и в сольном исполнении.

Мы искали источник, пока не услышали точку зрения о «большом вятском треугольнике» - или правительственно-поэтапной монополизации «большого местного бизнеса». Где в одних руках ресурсоснабжающих монстро-компаний максимально сконцентрированы поставки и продажи газа, воды, электроэнергии и тепла. А это, в свою очередь, вероятно, может напрямую диктовать кировчанам тарифы по «усмотрению монополиста» (собеседники называют утверждение тарифов в ФАС якобы не более чем «формальностью»).

А теперь, по мнению собеседника, пришла очередь «дерегулирования в одни руки» дорожно-строительного бизнеса - самого затратного, активно и регулярно финансируемого федеральным и областным бюджетами (в общей сложности более десяти млрд рублей). И наименее контролируемого, при участии «Дорожного комитета» и Минтранса, на любом этапе работ.

«В этой ситуации ВАД как госкомпания, на сто процентов принадлежащая Правительству, был для «затейников» как шило в одном месте. Как говорил о такой ситуации сам Дмитрий Михайлович: «Ни украсть — ни покараулить». И первым звоночком, как показателем начала процесса централизации, было устранение от должности директора ВАД Сергея Сморкалова. Тогда же одновременно подбирался руководящий состав компании, который якобы просто «повиновался указам верхнего руководства». Так что сегодня есть повод и время задуматься над тем, пошла ли кому-то на пользу такая исполнительность», - делится своими предположениями источник.

По предположению собеседника, сегодня ВАД в глубокой финансовой яме, и его не спасут полученные контракты на «содержание муниципальных дорог». Так что процесс успешной монополизации можно считать завершенным. И, вероятно, ВАД устранен из числа «реальных игроков» до конца 2025 года.

«Ситуация изменится лишь тогда, когда придет новое областное руководство, но при условии, что ими будут двигать иные, диаметрально отличные, задачи. Когда приоритет в ремонте дорог будет за ВАД, а падение начальной стоимости контрактов снова будет оставлять в бюджете сотни миллионов рублей. Или, если судить по сегодняшним цифрам, как минимум, миллиард», - подытожил собеседник.

Источник:   Newsler.ru
Не нашли вашу компанию в каталоге?