При том что документы (Распоряжения правительства КО) на «неконкурентное приобретение», исчисляемое сегодня миллиардами рублей, в абсолютном большинстве подписываются Александром Соколовым как главой кировского правительства. И лишь в единичных случаях — одним из его заместителей.
Впервые о массовых «неконкурентных процедурах закупок», называемых «закупками у одного поставщика», около года назад активно, впрочем безуспешно, начал писать Newsler.ru. И к упорному ответному молчанию областного руководства, а также солидарных с ним Прокуратуры, Следственного комитета и УФАС, стойко «не замечающих» возможную коррупционную составляющую сделок, попытался привлечь внимание кировчан депутат ОЗС Альберт Бикалюк. Он в нынешнем январе поднял тему о приобретении «Вятавтодором» строительных материалов для ремонта дорог «вне конкурса». И тогда вопрос Бикалюка — «почему», — адресованный главе регионального минтранса Алексею Петрякову, остался без ответа. Ведь в начале года министр «ничего о том не знал».
К теме «закупок у единственного поставщика» Альберт Александрович вернулся в мае текущего года, приведя данные с 1 января по 11 марта 2024 года, полученные им с официального сайта ЕИС (откуда брал открытую информацию Newsler.ru).
Так, «Вятавтодором» по «прямому договору» был приобретен щебень на 484 миллиона рублей, закупка которого через Торги дала бы, как минимум, 10-процентное снижение первоначальной стоимости лота. Так что минимальная экономия составила бы порядка 50 миллионов рублей.
Майский ответ директора «Вятавтодора» Алексея Вепрева: «Закупка щебня у единственного поставщика связана с улучшением контроля качества», - вызвал бы в Собрании гомерический хохот. Правда при условии, что депутаты имели бы стремление быть в курсе далеко не самых тонких тонкостей дорожного ремонта, и связанных с ним поставок строительных материалов. Качество которых (марка): М800–М1600, М600–М1200, М800, - определяется не на ощупь или на глазок, а условиями договора.
«Чем грозит неисполнение договора, понятно любому школьнику: ну как если бы в ресторане вместо свиной отбивной вам подали морковную котлету, - то последовал бы возврат средств и, как минимум, нога ваша никогда в тот общепит не ступала. Так что не приходит ли на ум предположение, что одна из целей незаконтрактованной покупки — как раз отсутствие любого контроля качества»? - рассуждает источник из Минтранса.
Источник также обратил внимание на то, что активная закупка щебня в январе-марте уже подозрительна тем, что ремонтный сезон на дорогах начинается не раньше апреля. И, по его сведениям, щебенка до начала работ хранится на площадях поставщика, хотя у «Вятавтодора» имеются для того свои участки.
«Я, например, сразу подумал, что щебень не отгрузили «Вятавтодору» сразу потому, чтобы посторонние случайно не увидели его качество и не провели бы экспертизу «непригодности» или малого соответствия требованиям качества. И еще, хранение ведь увеличивает стоимость материалов... А разницу в ценах на конкурсные и прямые закупки приводил на июньском заседании Бикалюк».
Нормальные герои идут в обход ФЗ
Как пояснил Альберт Бикалюк, дважды получив «никакие ответы» и нулевую реакцию на обнародованные им сведения, в июне он провел кропотливую работу над данными ЕИС, чтобы проанализировать «малую толику» закупок «Вятавтодора» (ВАД).
Так в 2023 году компания 17 раз приобретала щебень у «единственного поставщика» на сумму 1,4 миллиарда рублей (минимальная экономия бюджета составила бы 140 млн). Дизтопливо и бензин - десять закупок на 800 млн. На поставку битума заключено четыре «прямых договора» на 735 млн, а асфальтобетона приобретено на 335 млн. Так что при пересчете на «аукционные закупки» общая экономия с 3,5 миллиардов рублей составила бы не менее 300 «лимонов».
И если взять во внимание тот факт, что в прошлом году «Вятавтодор» провел всего 23 конкурсные процедуры на сумму 441 млн руб., то «режет глаза» очевидная реальность раздачи без торгов «самых дорогих лотов».
И оценка, данная депутатами по итогу выступлению Бикалюка: «Совсем в правительстве оборзели», - наверное «слишком корректная», так как за первое полугодие 2024 года, «ВАД» провел всего семь аукционов на сумму 271 миллион рублей, но заключил при том 270 «прямых договоров». В числе которых покупка щебня на 500 млн., а бензина и дизтоплива — за два месяца — на 140 млн, в три раза превышают сумму «законных и обоснованных приобретений».
Цены с какого потолка?
Согласно проведенного Бикалюком анализа только одного «закупочного дня» (30 марта 2023 года), через аукцион «Вятавтодор» приобрел дизтопливо по 56,6 рубля за литр, а «по прямому договору» — по 60 рублей. 230 тысяч литров бензина приобретено через торги по цене 44,75 рублей за литр, а без аукциона — 200 тысяч литров — по 47 рублей. И еще 20 тысяч литров по 48,53 и 51 рублю.
В нынешнем году депутат обнаружил четыре «прямые закупки» двух миллионов кубометров топлива по 60 рублей за литр. При том что поставщик на сайте не указан. Так что Newsler.ru. был не прав, когда говорил об отсутствии реакции на свои публикации. Ведь Минтранс и его «подведы» больше не публикуют на сайте полные итоги торгов и «прямых закупок», «полностью засекретив» поставщиков.
А «Дорожный комитет» со второго квартала больше не выкладывает документы о видах работ, предусмотренных техзаданием, и акты выполненных работ. Тем самым «избавив» Newsler.ru. от возможности получения официальной информации. Что противоречит Федеральному законодательству, и не могло произойти без одобрения Министерством финансов. Как смеются депутаты, «ФЗ не в ходу на глобусе Кировской области».
Пока с правительственного сайта не убрали
Обнаружив, по подсказке источника из «серого дома», на сайте Правительства нужную Newsler.ru. информацию, мы смогли , данные которой свидетельствуют о начале «безконкурсной вакханалии», точно сопоставимой со временем прихода новой региональной власти.
Так, согласно официальным данным, с начала 2019-го до конца 2021 года не было заключено ни одного «прямого договора». И все, проведенные Торги и Аукционы: ремонт и строительство соцобъектов, рекультивации свалок, закупки оборудования и множество другого, - давали падение первоначальной цены лотов на 10-30 процентов.
В 2022 году было заключено 15 прямых договоров на общую сумму 3,7 миллиарда рублей. При том что тогдашний глава Правительства Александр Чурин дал разрешение на контракты всего лишь с шестью «единственными поставщиками» на приобретение медпрепаратов и оборудования на 130 миллионов рублей, срочно востребованных в «ковидную пандемию».
Зато в 2023 году факсимиле Александра Соколова стоит уже на большей части 40 документов, дающих право на заключение прямых договоров. Впрочем, оценить смысл «раздачи бюджетных средств» вне конкурсных процедур можно из официальной таблицы. Если конечно точно знать, что «закупка у единственного поставщика» одобряется с точки зрения 44 ФЗ лишь в нескольких случаях: в условиях СВО, чрезвычайных, авральных или создающих социальную опасность ситуациях.
И прикинуть степень авральности или жизненной необходимости, сподобивших правительство на «дарение», по-видимому, «своим подрядчикам»... 7,4 миллиардов рублей. А за два года — более 11 млрд рублей. И вряд ли слово «дарение» не соответствует истинному положению вещей, так как многие «из своих» не только не выполнили договорных обязательств, а некоторые «слились» с места работы вместе с полученным авансом.
И особое внимание стоит обратить на договор по исполнению ремонтных работ и обслуживанию наплавного моста через реку Гоньба стоимостью 7,9 миллионов рублей. При том что мост не является областным имуществом, а принадлежит частному лицу.