Как сообщили из горадминистрации, Министерство транспорта направило требование составить перечень внутригородских водно-транспортных маршрутов по Вятке. Что было исполнено в положенные сроки в двух направлениях: на юг - от старого моста до Нововятска, и на север - до Филейки. Правда, чиновники не то что не смогли ответить на вопрос, но, видимо, просто не поняли, о каких вообще «лоциях» идет речь. И так ли необходимо при составлении водной маршрутной карты «подробное описание навигационных особенностей водоема».
Напомним, что уже два лета подряд кировчане, а особенно дети - любители водных прогулок и недолгих путешествий по Вятке, лишены возможности прокатиться по реке. Так как предприниматель, владеющий двумя прогулочными судами, отказался от бизнеса в связи с критическим обмелением реки.
«Конечно, описанная в статье правительственная идея сделать Вятку судоходной, насмешила почище любого анекдота. И вызвала разгул фантазий: например, отчего бы не объявить о строительстве метро. Или не пообещать сверхзвуковые полеты с Театралки до Слободского. Или построить канатную дорогу до того же Нововятска... Но веселье как-то угасло, когда встал вопрос о финансах. Точнее о том, сколько же миллионов рублей уже потрачено, а то, что потрачено сомневаться не приходится: наверняка в Минтрансе провели совещание, потом писали запросы, а в горадминистрации корпели над сочинением маршрутного листа, затем снова совещались по итогам будущих водных трасс, - и не выходные дни, а за зарплату и премию? И сколько миллиардов еще готовы потратить, чтобы потом годами молчать - как в истории со строительством водовода - о том, куда делись деньги. Причем не в камере СИЗО или ИК, а в начальственном кресле приятной мягкости», - поделилась мнением городская оппозиция.
Кстати, признавшаяся в том, что даже примерно не могла представить во сколько миллионов или миллиардов обойдется стоимость очередной «бредовой идеи».
Очень дорого заплатить, чтобы углубить и обезводиться
Однако Newsler.ru нашел несколько источников, рассказавших о том, что еще в 2009-м году Правительство Никиты Белых заявило о готовности выделить на дноочистительные работы только на одном участке реки в Нововятске... 1,2 миллиарда рублей.
Причем идея сорвалась дважды: предприниматели, в том числе и крупные строительные компании, занимающиеся разработкой недр и нуждающиеся в песке, предложили углубить реку «забесплатно», если Правительство получит лицензию, позволяющую подрядчику «зайти прямо в реку». Приобретя от того несомненную финансовую выгоду: оплата лицензии, аренды земли, налогов, - что принесло бы в бюджет десятки миллионов рублей.
«Когда предложили 1,2 миллиарда за очистку дна в Нововятске, я изучил много нормативных материалов и документов, после чего легко представил себя сидящего на нарах с пилой в руках. Да, тем самым инструментом, которым распилил тот самый «ярд» то-ли в пользу самого Никиты, то ли его замов», - говорит кировский предприниматель.
Который вспомнил, что, вероятно, один из крупных застройщиков лично предлагал «сделать работу по-честному» - очистить дно реки, имея на руках лицензию на разработку недр. И даже посчитал, сколько для того потребуется земснарядов и средств для их приобретения. Однако руководство региона заявило о намерении «освоить миллиард, а не заработать для бюджета миллионы».
Впрочем, еще 15 лет назад в Правительстве нашли бы подрядчика, взявшегося за углубление русла, если бы не экологи и гидрологи, буквально забившие в набат.
«То-ли в Правительстве Белых поумнее были - предпочитали все-таки для начала советоваться со специалистами, или инстинкта самосохранения было побольше, но ученых услышали. Особенно когда «на пальцах» они продемонстрировали принцип сообщающихся сосудов, пригрозив, что копание речного дна по принципу где хочу - там и ворочу, приведет к обезвоживанию корчемкинского водозабора, надолго оставив без воды областной центр. Так что, если скажут, что на Филейке начали углублять русло, буду запасаться водой... Или куплю, или арендую скважину, ведь тогда даже Албегова (министр экологии) заявила об «огромных рисках», - рассуждает бизнесмен.