Александр Аникитин –один из тех преподавателей, которые знают практическую часть своего предмета. Еще обучаясь в Великобритании по направлению бизнеса и управления, он параллельно закончил заочно вуз в России, где получил еще специалитет по направлению финансы и кредит.
Вернувшись, он продолжил обучение в аспирантуре на кафедре финансово-экономической безопасности.
В Кирове эксперт по фондовому рынку и профессиональный трейдер начал преподавать в ВятГУ курс управления портфелем финансовых активов. Весной этого года он решил делиться опытом и знаниями со «взрослыми» предпринимателями в рамках конференции бизнеса, инвестиций и предпринимательства, которая пройдет в 20-х числах октября во второй раз.
Накануне Александр Аникитин в интервью Newsler.ru рассказал, почему важно заниматься инвестициями, можно ли найти инвестора с нуля и насколько важен личный бренд владельца компании.
- Как, по-Вашему, в какой бизнес легче всего привлечь инвестиции?
-
Я считаю, что абсолютно любой бизнес и любая среда бизнеса подходит для того, чтобы привлекать инвестиции. Потому что инвестиции — это, в первую очередь, один из инструментов развития и увеличения капитала компании.
Поэтому совсем не важно, какой именно деятельностью занимается конкретное предприятие или просто индивидуальный предприниматель. Любой из них может привлекать инвестиции.
- Таким инвестором может выступать кредитное учреждение?
- Некоторые предприниматели готовы брать заемные средства в кредитном учреждении. Другие не хотят работать с банками, потому что это очень четкая, обязательная, понятная структура.
Кто-то хочет идти и развиваться на личных договоренностях, чтобы у человека был какой-то запас, некий зазор в его действиях, в его шагах.
У многих предпринимателей ограничение в виде размера ежемесячного платежа вызывает стресс и напряжение, которые приводят к еще более негативным чувствам - страху или негодованию, что он не справляется с платежами, ведь бизнес еще не успел «раскачаться».
С инвестором история совсем другая: можно лично договариваться, ведь инвестор дает вам деньги не для того, чтобы от своих денег избавиться, а для того, чтобы на этом проекте, в том числе, и вместе с вами заработать! То есть инвестор имеет прямую выгоду в том, чтобы вы преуспели.
- Но ведь банк, выделяя кредитную линию, тоже зарабатывает, а значит, заинтересован в том, чтобы бизнес развивался. Чем тогда инвестор отличается от банка?
- Банк — это очень сухая и простая структура, где есть займ, где есть условия этого займа и есть жесткие обязательства, уходить от которых очень и очень сложно. В случае же с инвестором все несколько иначе.
Инвестор — это в первую очередь человек, это большая интеллектуальная база, с которой можно работать, с которым можно сотрудничать, договариваться. Работать с человеком живым, который заинтересован в твоем развитии, несколько проще, нежели работать с кредитной организацией, для которой ты просто клиент, один из тысяч. По факту банку все равно, ведь обязанность клиента — гасить свои ежемесячные платежи.
- Как понять, что бизнес нуждается в масштабировании?
- Масштабирование— это процесс увеличения капитала и это процесс развития компании. Если бизнес не растет, не увеличивается, наступает стагнация, которая может стать предвестником деградации.
Абсолютно любой бизнес нужно масштабировать. Это, в частности, увеличение количества продуктов и сервисов, которые вы предлагаете. Или выход на рынки других регионов. Или развитие и улучшение процессов, продуктов, сервисов, которые существуют в вашем бизнесе. Это все о масштабировании, это - об увеличении размера вашей компании, привлечении средств в вашу компанию, в том числе, через инвесторов или через классические банковские инструменты. Более того - это о развитии вас лично, в том числе.
- Может ли региональный проект найти инвесторов на федеральном или международном уровне и при этом не быть сворованным?
- Конечно, подобные риски всегда существуют и защититься от них крайне сложно. Но я считаю, что условия, когда ваша бизнес-идея рискует оказаться раскрытой в обществе и находится под риском того, что кто-то может ее заимствовать и реализовать, должны еще больше вас стимулировать защищать свой продукт. А это, в том числе, и стимул быстрее выводить его на рынок и быть первым, даже уникальным в своей среде.
- Можно ли на ваш взгляд, начать бизнес с нуля, имея просто идею? И найти инвестора, который позволит стать совладельцем компании?
- Все лучшие бизнес-идеи на земле рождались с простых идей с нуля. Давайте вернемся к самым популярным историям. Например, Джеффа Безоса, который начинал свой магазин, онлайн-магазин Amazon, по продаже книг в своем гараже.
Нельзя не вспомнить и Илона Маска, который строил свою компанию вместе со своим братом, проживая все это время и работая в номере гостиницы. Так что любая лучшая идея появляется с нуля. И всегда можно и нужно искать инвестора, который поможет вам на самом старте. Ведь кроме того, что вы привлекаете инвестора и получаете от него деньги, вы получаете экспертизу и опыт этого человека. Если этот человек владеет большим капиталом, чем вы, то, наверное, он смог достичь и более серьезных результатов. И если рядом с вами есть такой человек, вам всегда точно есть, кому задать правильный вопрос и получить необходимый совет о том, как лучше развить ваш продукт.
- Насколько сильно влияние санкций на сферу инвестиций?
- Санкции, конечно, в каком-то роде могут оказывать влияние на сферу инвестиций. Но в нашем случае, когда мы говорим про инвестиции в российский фондовый рынок или инвестиции в российский бизнес, то турбулентность от внешнеэкономических санкций практически не сказывается на этих процессах. Как показал российский опыт, большое количество внешних санкций, наоборот, простимулировали внутреннюю экономику нашего государства, только ее усиливая. Поэтому в каком-то смысле можно сказать, что санкции оказали даже благотворное влияние.
- Александр, Вы преподаете в ВятГУ курс управления портфелем финансовых активов? Что в него входит?
- Это очень большая дисциплина, которая занимает целый семестр. Изучать эту дисциплину студенты начинают с самых азов: я рассказываю о том, почему нужно инвестировать, почему инвестирование в разные финансовые инструменты - это обязательная часть финансовой гигиены абсолютно каждого человека. Потом я немножечко даю им историю и объясняю, как возник фондовый рынок, как он устроен и вообще работает. Всё это объясняю на примерах фондовых рынках мира: США, России, азиатского и латиноамериканского рынков.
Я также даю студентам конкретные инструменты инвестирования и объясняю, как найти ту самую инвестиционную идею, которая может подарить невероятную прибыль.
Мой курс направлен, в первую очередь, на то, чтобы дать очень большую теоретическую базу и объяснить конкретные инструменты, как непосредственно нужно и можно инвестировать в фондовые рынки.
- Насколько нам известно, вы делитесь знаниями не только со студентами вуза, но и с кировскими предпринимателями. Первая такая встреча прошла в конце мая. Сейчас, в октябре, конференция бизнеса, инвестиций и предпринимательства будет проходить уже два дня. Обладаете ли вы данными, какие изменения произошли у ваших «первенцев» - первых участников конференции?
- Очень быстро после первой конференции нам стало понятно, что люди очень многого не знают о сфере инвестиций. И очень много проходит мимо них, проходят даже те вещи, которыми люди могли бы пользоваться. Очень многие участники благодарили и говорили о том, что после этой конференции у них появились новые возможности, о которых они не знали. И это, пожалуй, самая лучшая обратная связь, когда ты в действительности понимаешь, что людям вокруг подобные мероприятия приносят практическую пользу.
- Важно ли владельцу бизнеса развивать свой личный бренд и при этом не выглядеть пустышкой и позером?
- Не в каждом бизнесе, на мой взгляд, владельцу требуется быть медийной персоной. Но опыт и практика показывают, что доверие появляется, когда у бизнеса есть лицо конкретного человека. А чтобы не выглядеть позером, нужно просто быть скромнее, делать все честно, искренне, быть честным перед людьми, которым вы рассказываете и заявляете о себе. И тогда люди будут вам верить, будут доверять вам и вашему продукту.