22 августа, в День Государственного флага Российской Федерации, в региональном правительстве прошло ежегодное областное педагогическое совещание – одно из ключевых событий в профессиональном сообществе.
Приветствуя участников, губернатор Кировской области Александр Соколов отметил:
— У нас во всех школах работают энтузиасты, мастера своего дела, настоящие патриоты. Низкий вам за это поклон.
Глава региона напомнил:
— Система образования всегда была и остается основным локомотивом социально-экономического развития региона, поскольку именно учебные заведения готовят к взрослой жизни новые поколения молодежи, которая затем вступает в производственно-трудовые отношения.
Александр Валентинович акцентировал внимание на актуальных проблемах, решение которых должно начинаться со школьной скамьи.
— Одной из ключевых задач достижения национальной цели развития нашей страны является охват профессиональной ориентацией 100 процентов обучающихся. К сожалению, наши дети плохо представляют, как устроены различные виды производства, — констатировал Александр Соколов, призвав активнее знакомить школьников с предприятиями Кировской области, а также учебными заведениями, осуществляющими соответствующую профессиональную подготовку.
Губернатор поднял вопросы закрепления молодежи в регионе, важности пропаганды семьи как базовой ценности российского общества. Он также сообщил о текущем этапе участия области в конкурсном отборе по созданию кампуса мирового уровня в городе Кирове.
О подготовке педагогических кадров для региона рассказал ректор ВятГУ Валентин Пугач.
— Государственная политика в области подготовки педагогических кадров для системы образования в Российской Федерации представлена в Концепции подготовки педагогических кадров. Вятский государственный университет активно включился в работу по реализации данной Концепции, — подчеркнул он.
К числу механизмов реализации государственной политики РФ в области подготовки педагогических кадров относятся обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей; совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи.
В ВятГУ применены единые подходы к подготовке педагогов в соответствии с «Ядром высшего педагогического образования». Валентин Пугач особо отметил: на практическую подготовку студентов отводится целый год из пяти лет обучения. С 2022 года в университете создан единый центр ответственности и реализации программ подготовки педагогов – педагогический институт.
На повышение качества подготовки педагогических кадров в ВятГУ направлено внедрение функционального портрета педагога.
— Директор школы, принимая на работу нашего выпускника, наряду с дипломом, получит паспорт компетенций молодого педагога. В нем отражен уровень владения нашим выпускником практическими умениями в соответствии с профессиональными задачами, — пояснил Валентин Николаевич.
Для обеспечения региона педагогическими кадрами на перспективу, заметил ректор, важно вести работу на старте непрерывного педагогического образования посредством сопровождения педагогически одаренной молодежи. Формировать у школьников устойчивый интерес к профессии педагога позволяют психолого-педагогические классы.
Валентин Пугач сообщил об особенностях приемной кампании-2024. В этом году на педагогическое направление подготовки было выделено 332 бюджетных места. Среди абитуриентов, выбравших профессию педагога, 21 процент составили выпускники из города Кирова, 53 процента – из районов Кировской области, 26 процентов – из других регионов России.
В выступлении ректора были отмечены некоторые результаты реализации в Вятском государственном университете новой модели педагогического образования. Напомним, что эта модель предусматривает получение педобразования с двумя профилями подготовки. При этом студентам предоставляется уникальная возможность выбора профилей в различных, подчас непривычных, комбинациях.
Дисциплинарное самоопределение первокурсников во многом зависит от руководителей образовательных программ – методистов по предметам, погружающих подопечных в учительскую профессию. Высокий профессионализм методистов-предметников, их усилия по продвижению своих дисциплин позволили существенно повысить число желающих выбрать профили, традиционно (и незаслуженно) считавшиеся менее популярными. Это, например, «физика», «химия», «технология». Между тем, потребность в учителях по соответствующим предметам чрезвычайно высока; студенты, отдавшие им предпочтение, имеют хорошие перспективы. Таким образом, новая модель педобразования уже демонстрирует свои преимущества.
Завершая выступление, Валентин Пугач озвучил ряд предложений. Это дальнейшее открытие психолого-педагогических классов с охватом всех районов Кировской области; усиление мер поддержки поступающих по целевой квоте для мотивации к заключению целевых договоров; установление мер поощрения учителям области, ориентирующим школьников на выбор педагогической профессии; разработка мер закрепления в области студентов-педагогов, в том числе из других регионов России; усиление мер поощрения школ, стимулирующих выпускников к закреплению в регионе.
Ректор ВятГУ поблагодарил за сотрудничество в подготовке учителей региональное министерство образования, ИРО Кировской области, образовательные организации.