Что и местные, и ПФО-политологи назвали... «закономерным итогом работы «соколовского пула». Полагая при том, что даже при скорейшей - например, в этом году — смены власти изменение итогов рейтинга в сторону улучшения - «априори невозможно». Так как «новая региональная власть» приложила все усилия, дабы ее, возможно, «экономически-разрушительная» политика активно работала и в будущем году.
Так как, начиная с середины нынешнего лета, нынешним правительством заключены на 2025 год, если не все, то большинство «миллиардных контрактов» по самым финансово-емким и затратным отраслям. Хотя стоимость «кировских работ» значительно, а иногда в разы превышает затраты на те же работы и стоимость материалов в соседних регионах.
К примеру, по данным ЕИС, стоимость содержания одного километра сети региональных дорог обходится областному бюджету в 2 993 рубля в день. Тогда как в Волгоградской области, Башкирии и Костроме - всего одну тысячу рублей. Во Владимирской области и Чувашии - полторы тысячи. Нижний Новгород отдает из бюджета за содержание региональных трасс 1100, а Челябинская и Ивановская области, соответственно, 900 и 960 рублей.
Так что, уравновешивай Александр Соколов цены родной Костромской области с кировскими, экономия бюджета составила бы... два миллиарда рублей. И ни одному проверяющему ведомству или органу не приходит в голову спросить у областного руководства, почему и из каких расчетов в нашем регионе стоимость «приглядывания за региональными трассами», имеющими статус «допустимого уровня содержания», выше чем на дорогах федерального значения. Где один день обходится в 2 717 рублей, хотя они являются «трассами с высоким уровнем содержания». А кировчане точно не ездят по автобанам.
При этом «уровень жизни населения Кировской области» обратно пропорционален «количеству полученных благ» региональным руководством.
Свой карман запас не тянет
Анализируя рейтинг «Аварийности на дорогах», Newsler.ru не испытывал особой нужды в экспертных комментариях. Так как неоднократно предсказывал активное повышение аварийности, напрямую зависящее от состояния межмуниципальных и региональных трасс. Указывая на возможное отсутствие мониторинга качества дорожно-ремонтных работ «Дорожным комитетом».
Или на вероятное нежелание кировского Минтранса и областного руководства контролировать содержание федеральных и региональных трасс, дорожное полотно которых нередко хуже рокад. При том что публикации Newsler.ru, «задевшие сердца» дальнобойщиков всей страны, еще нынешней весной дали оценку кировским дорогам и аварийности, совпавшей с официальным рейтингом.
Что вылилось, согласно официальных данных, в 166,4 случаев ДТП с пострадавшими. Или плюс 6,7 процентов к итогам прошлого года. При том что лидером по максимальному снижению количества ДТП является Башкортостан - минус 17,6 процентов.
Хождение по граблям
Изучая причины «тотального разрушения трасс», при том что менее чем за десять лет дорожный бюджет увеличился в четыре раза, Издательство рассказало о федеральной трассе Р-243 - Кострома-Шарья-Киров-Пермь, что в Шабалинском районе. Особенно о 410-411 километре дороги, проклинаемом всеми водителями.
«Дорога идет волнами, на которых мой «Рапид» три-четыре раза теранулся брюхом. Локальные дыры и заплаты, ползем по рытвинам и гребням со скоростью 20 километров, периодически уходя на встречку», - пишет один из дальнобойщиков, преодолевая трассу. На которой в 2023 году зафиксировано 42 аварии, 19 из которых по вине «неудовлетворительного состояния проезжей части».
Ответственной за содержание федеральной трассы является питерская компания «РДС», которая на прошлой неделе вновь подписала аналогичный двухгодичный контракт. Так что у области в будущем году вряд ли появился шанс вскарабкаться хотя бы на вторую снизу строчку рейтинга.
Мы нищаем, господа
Прокомментировать рейтинг «Динамики реальных денежных доходов населения в 2024 году в регионах ПФО», как основной показатель жизни кировчан, где также область занимает последнюю строчку - с «ростом доходов» минус 3,4 процента к уровню прошлого года (у лидера Нижегородской области плюс 9,3 процента), согласился кировский политик. Он же оценил ситуацию как «совершенно предсказуемую»:
«Да, кировчане нищают, особенно пенсионеры и малоимущие, практически на глазах. Удорожание стоимости молока, хлеба, круп и овощей, я уже не говорю про мясо или рыбу, фатально для многих. Определить таких людей просто: желтые ценники в магазинах - вот что привлекает их внимание. Неплохой бизнес делают на нищании ушлые продавцы, отдавая «просрочку» за полцены... А кто не отбивал в столовой за тарелку супа или второе чужой бабушке, которая отсчитывает мелочь за стакан чая без сахара и кусок хлеба? Да, мы жалеем, но отчего никто не спросит, почему нам приходится жалеть?»
Как пояснил собеседник, вдаваясь в сложные экономические разбирательства, он усложнит «понимание истинного положения дел». Поэтому лучше говорить о том, что заставит задуматься над любимым в России вопросом, «кто виноват»:
«Терпеливый или привыкший не спрашивать лишнее, наверное скажет про инфляцию, отсутствие высокооплачиваемой работы, обнаглевших торгашей, что с одной стороны верно... Но с другой, скажите, люди, вам каждую неделю или чаще говорят о прорывах, первых в истории случаях и достижениях губернатора Александра Соколова? А теперь ответьте себе на вопрос, что я с того получил? Как помогли в жизни те 60 рекордных миллиардов рублей, привлеченных губернатором инвестиций. Что, больше стала зарплата или пенсия, стало больше льготных лекарств, новых школы или, может, цены упали на проезд или газ-тепло-воду? Нет, вы ничего не получили кроме роста цен и обещаний, которые в карман не положишь и от слова халва слаще во рту не станет».
Монополизация, аутсорсинг, инвестиции - причины обнищания?
Как пояснил собеседник, за два года руководства областью, при активном участии губернатора, фактически монополизирован весь бизнес, приносящий большой доход: тепло, вода, электроэнергия, продукты питания. Поэтому идет неконтролируемый рост - и контролировать никто не собирается - цен и тарифов, которые уже «переплюнули столичные». Кировский лес отдан «Сегежа групп» под какие-то инвестиции: «Но лес вырубается, продается, а инвестиции где?»...
«Неместные компании работают на строительстве школ и ремонте дорог, получая десятки миллиарды рублей, а кто из них платит налоги в Кирове? Посмотрите на ремонтников, видите хоть одного русского? Узбеки, армяне, татары, вероятно, получающие «серую зарплату». Их что, не видит паспортно-визовая служба или налоговая не замечает? Или им приказано не узнавать?» - размышляет собеседник.
Он же, заметно горячась, продолжил: «Как это у нас не стало своих рабочих? А куда они делись? Может ответ в том, что приезжие стоит дешевле, а зарплата в конвертах существенно влияет на сумму налога? И кто сейчас платит НДФЛ, если везде приглашенные фирмы из Москвы, Питера, Татарстана, Армении - ни в одном, кстати, регионе такого нет. Похоже остался только военпром - два завода: «Авитек» и «Сельмаш». Но куда делись остальные?»
Политик вспомнил, что Никиту Белых больше года «гнобили» СМИ и «органы», когда «отпустил» КЧХК зарегистрироваться в другом регионе:
«Говорили про якобы огромную взятку, требовали чуть не казни - ведь столько денег в виде налога ушло из областного бюджета. Зато сегодня другие регионы - по приглашению властей - летят сюда как мухи и работают здесь кое-как... Грабят казну? Полагаю, возможно, не без того, и не в фигуральном смысле. Например, куда делся подрядчик из Татарстана, прихватив 150 миллионов рублей Фонда капремонта. А где московская команда «Асса», и 400 миллионов рублей, полученных на строительство школы в Котельниче? Сегодня Фонд капремонта, где были саккумулированы миллиарды рублей плательщиков, считай «недееспособен». Школа в Котельниче после работ будто бы «жердевского подрядчика», обойдется бюджету в два раза дороже. Так откуда бы у кировчан взяться росту доходов?»
К мнению собеседника Newsler.ru прислушался и согласился, но не получил ответа на вопрос, «как с этим бороться»? Особенно, если те, в чьи обязанности входит «иметь коррупционную настороженность», интереса к происходящим в области процессам не демонстрируют. На что политик лишь пожал плечами, так как ответа у него не было.