Вояж закончился благодарственной речью российского министра, похвалившего Александра Соколова «за личный контроль строительства школы».
«Такого стыда перед земляками и федеральной власть, когда уши полыхают, я не испытывал ни разу за всю жизнь. Мы стали посмещищем на всю Россию... Мы теперь шуты, мы - клоуны, но уже не в масштабах региона, а государства», - говорит известный депутат Гордумы, для которого «74-я - родная школа, в которой сам учился».
Не снижая «гневных речевых оборотов», депутат пояснил, что строительство новой школы в Радужном «благословил» предшественник Соколова - Игорь Васильев, выделив тогда из облбюджета, дополнительно к федеральному финансированию, 300 миллионов рублей. Куратором строительства был Дмитрий Курдюмов, а генподрядчиком выступала компания «Железно».
Сомневаться в словах собеседника не пришлось: начиная с апреля-мая 2022 года кировские СМИ пестрели сообщениями о 99-процентной готовности образовательного учреждения. А 1 сентября - на бумажных, электронных и ТВ-информационных площадках вышли десятки репортажей об открытии новой школы, запечатлевшие и торжественность первого звонка, и лица бывших на открытии официальных представителей из Кабинета Игоря Васильева и Правительства Александра Чурина.
Хронология строительства школы
26 мая 2021 года. Строительную площадку посетил первый зампред Правительства Дмитрий Курдюмов. Отметив, что строительство школы на тысячу мест началось осенью 2020 года. Все работы ведутся в графике.
25 апреля 2022 года. Глава города Елена Ковалева посетила микрорайон Радужный, где возводится второй корпус школы №74 на тысячу мест с бассейном и спортивно-оздоровительным комплексом. Как сообщил представитель компании-подрядчика Владимир Ложкин, строительные работы завершены на 99 процентов. Сдача объекта в эксплуатацию состоится в конце мая.
1 сентября 2022 года. В Радужном открылся второй корпус школы №74, впервые приняв учеников. В торжественной линейке приняла участие глава города Елена Ковалева: «Сегодня у вас открылся новый корпус на тысячу учебных мест. В школе есть буквально все, чтобы дети развивали себя в спорте и на дополнительных занятиях». Спецзастройщик «Железно» торжественно вручил ключи от школы директору Екатерине Кондаковой.
1 сентября 2022 года. К ученикам по видеосвязи обратился министр просвещения Сергей Кравцов: «Стоит отметить, что на территории обустроено большое поле с искусственным покрытием и автогородок», - похвалил глава Минобраза руководства региона и города.
2 апреля 2024 года. Как отметил глава региона, отвечая на слова благодарности Сергея Кравцова, «...таким объемом строительства школ действительно может похвастаться не каждый субъект РФ».
К слову об «объемах»
«О каких «объемах» школьного строительства («...всего до конца года в регионе планируют построить 10 школ в рамках нацпроекта «Образование») говорил Александр Соколов, если сегодня даже самому нелюбопытному депутату известно, что приемок в эксплуатацию может быть не более четырех объектов. И только при условии бешеных темпов строительства. И еще, если не «обломит» заказчик: вовремя подведет к зданиям коммуникации и ливневку, сделает парковку и прочее.
«Депутатами сделаны запросы, на которые пришли официальные ответы, что сегодня только один подрядчик «Монолит» имеет на руках утвержденные госэкспертизой проекты школ и сметную документацию. И еще «Железно», застройщик школы в Шевелях, КСМ, КССК «прошли проект», но без утверждения сметной документации. То есть, окончательная стоимость объектов это о-о-о-очень большая загадка для Правительства, которое не в состоянии утвердить размер бюджетного финансирования», - рассуждают оппозиционные депутаты.
По версии которых, срыв, если не всего, то более половины нацпроекта может случиться и по причине «тупо составленных договоров» генподряда, якобы позволяющих застройщику тратить федеральные средства «по своему» усмотрению. Так, будто бы подрядчик строительства школы на Рудницкого, израсходовав 90 процентов финансирования, «поднял школу» только до первого этажа. И теперь просит деньги, чтобы достроить. А речь может идти о 400-500 миллионах рублей, причем о допфинансировании только одной школы.
«Цирк» в Котельниче
«Осенью прошлого года Алексей Жердев «устроил цирк» в Котельниче, публично пообещав сдать школу в будущем году (2024 году — ред.). Но, если бы Newsler.ru периодически не напоминал вице-премьеру про обещание, то там, наверное, не появился бы даже «для антуража» строительный вагончик. При этом уже известны затраты «АССА» на якобы строительство: 200 миллионов рублей ушло на вагончик и машину песка», - делятся знаниями строители из районного центра.
Которые предлагают посчитать: если школу собрались строить на болоте, осушение которого, дай Бог, начнется в мае, то каковы перспективы того, что объект на понтонах построят к нынешнему сентябрю:
«Добавьте к этому отсутствие разрешения на строительство, чего при усердии добьются не ранее, чем через год. Прибавьте годик-полтора на строительные работы, и получится в итоге 2026-2027 годы. Поэтому всех котельничан беспокоит вопрос о том, досидит ли Жердев в должности или изберет иной карьерный путь. Как теперь говорят: из Кирова теперь две дороги: в столичные ведомства или «на помощь» Никите Белых».
Между тем, по информации Newsler.ru, в декабре прошлого года подрядчик строительства решил завести песок на площадку и таким образом решить проблему с затоплением местности зимой, до таяния снега. То есть начать хоть что-то уже делать, не дожидаясь, когда площадка снова превратится в болотину. Пробовали брать песок с разных карьеров, но он не подошел по своим свойствам (слишком колкая фракция) и как следствие плохо тромбовался.
Подходящий материал нашелся на карьере «Нестеровичи» в Юрьянском районе.
В тоже время, как оказалось, «АССА» уже израсходовала финансирование. И дополнительные средства на мероприятия по инженерной защите участка застройки и прилегающей к нему территории выделены не были. Так что главе Котельнича пришлось проявить настойчивость, выбивая дополнительный аванс, чтобы начавшиеся работы на стройплощадке не остановились.
Грузовую технику поставщику песка для перевозки песка пришлось арендовать в Татарстане, так как несмотря на значительные расстояния, оказалось, что дешевле у соседей, чем у «своих», кировских.
В начале марта текущего года в круглосуточном режиме 48 грузовых машин вывозили на стройплощадку школы в Котельниче свыше 5 тысяч тонн каждая. А кировская компания «Ортус» в таком же режиме принимала песок на стройплощадке и занималась его утрамбовкой. После этого здесь запланированы работы по устройству дренажа.
На начало марта было завезено 120 тысяч тонн песка, однако на тот момент было необходимо еще 20-25 тысяч. Сейчас началось таяние снега и пока нет информации появился ли на этом объекте нулевой цикл. Так как еще месяц назад субподрядчики столкнулись с проблемой финансирования - аванс израсходован, остальное «АССА» перестала платить. Как сейчас обстоят дела в Котельниче - не известно.
Кстати, как полагают депутаты, к Дню города, который отметят то ли 12 июня, то ли «кто его знает, какого сентября», губернатора ждет «очень большой отчетный облом». Если конечно не подберут еще какую-нибудь школу поновей, «выдав» ее за «новодел». Например, 28-ю, где ремонту всего-то десять лет.