Во-первых, это очень вольная трактовка - «по мотивам» - известного произведения. Так, если в книге перемешивались всего два слоя – история литератора Мастера и его музы Маргариты, а также похождения Воланда, о котором Мастер пишет книгу, то в фильме слоя уже три. Сюда добавлена предыстория написания романа Михаилом Булгаковым, первую рукопись которого он успел сжечь, а собирала из черновиков и редактировала финальный вариант уже его вдова. Интересный подход к прочтению материала, который, правда, значительно увеличивает хронометраж и без того немаленького фильма.
Во-вторых, главный герой в нынешней экранизации не Мастер и даже не Маргарита, а Воланд. Именно за его аркой мы наблюдаем на протяжении трех часов, а отношения Мастера и Маргариты, хоть и играют важную роль, но все же вытеснены на задний план итоговым изменением Воланда. Кстати, у него нынче идеальный каст – немецкий актер Аугуст Диль играет Сатану так, что сразу вспоминается лучший, на мой взгляд, Джокер в исполнении Хита Леджера. Опасный и непредсказуемый, самый настоящий Дьявол во плоти.
В-третьих, в фильме красивая и футуристичная, из альтернативной версии реальности, Москва 1930-х годов, которая напоминает с одной стороны Готэм из фильмов о Бэтмене, а с другой – иллюстрации к роману Джорджа Оруэлла «1984» (16+). При этом фильму мешает излишняя политизированность – привычка уже на автомате пинать «злые Советы» успела надоесть после многочисленной череды фильмов, созданных нашими киноделами после развала СССР. Но и в такой подаче можно найти интересные отсылки к современности, что само по себе любопытный материал «на подумать».