Название «Memo» - сокращение от «Меморандум». В основе книги лежит одноименная брошюрка Кристофера Воглера, который на момент ее написания только начинал собственный путь в Голливуде в качестве сценарного редактора и рецензента (человека, который делает обзор присланного в студию проекта, чтобы боссы студии не тратили время на прочтение, а сразу знакомились с «выжимками» и сутью продукта). Тогда Воглер был под большим впечатление от книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (16+), который открыл многим киноделам универсальную формулу истории на примере мономифа. Ее же, кстати, использовал Джордж Лукас, создав самую знаменитую киносагу «Звездные войны» (6+). Так вот «Memo» - такая же «рецензия», «выжимка» из работы Кэмпбелла, которую студии использовали потом для потоковой оценки сценариев.
Но «Memo» - лишь один из инструментов для писателей, представленный в книге. Кристофер Воглер, будучи больше теоретиком, чем практиком, привлек к работе над книгой приятеля с другим функционалом — театрального режиссера Дэвида Маккенну. Тот подошел именно с режиссерской стороны и добавил к анализу сценарных работ разбивку на средовые факторы: время, место, экономику, политику и так далее. В принципе все это укладывается в формат режиссерской экспликации — анализа сценария со стороны того, кто его будет потом ставить. Инструменты несомненно полезные людям, которые обычно «варятся» в собственном мире, часто не задумываясь над реализацией собственный идей на сцене или в кино. Но зачастую именно подобный подход - а-ля режиссер - добавляет истории так называемой трехмерности.
Авторы пишут главы по очереди, при этом также комментируя друг друга. В итоге получается сборник инструментов для сценаристов, который помимо теории Кэмпбелла, режиссерского анализа включает в себя «Характеры» (12+) Феофраста, разбор сказок от Проппа и множество других интересных лайфхаков. В качестве бонуса дается план продвижения себя в качестве сценариста, а также метод продюсирования... по правилам «водевиля». Все советы рабочие, думаю, они будут интересны как начинающим сценаристам, так и тем, кто просто жаждет разнообразить инструментарий новыми «ремесленными наборами».