В первый день весны в Кирове вступил в силу запрет на розничную продажу алкогольной продукции в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, в цокольных и подвальных этажах. Под запрет продаж алкоголя попали и объекты общепита, где зал обслуживания менее 50 кв.метров (касается помещений, расположенных в многоквартирных домах и/или на прилегающих к ним территориях).
Под запрет попали не только мини-маркеты, но и магазины крупных федеральных сетей. В частности, «Красное и Белое» и «Бристоль». Рикошетом запрет отозвался и на супермаркете «Перекресток» в ЖК «Алые паруса».
Федералы отмолчались
В Кировской области 335 магазинов под брендами «Красное и Белое» (К&Б) и «Бристоль» (172 и 183 соответственно). Львиная доля, естественно, сосредоточена в областном центре. По подсчетам участников рынка, в среднем каждый магазин приносит в день около 10-15 тысяч рублей чистой прибыли, большая часть которой складывается из продаж именно алкогольной продукции.
Это значит, что, в совокупности, только кировский рынок приносит владельцам компании, управляющей магазинами, около 150 млн рублей чистой прибыли в месяц. Или, по самым примерным подсчетам, более 1,8 млрд рублей в год.
Сколько магазинов перестанут продавать алкоголь ни в правительстве региона, ни в компании официально не называют. Также нет понимания, в каком формате они будут работать дальше. Возможно, их попросту закроют. В кировской сети К&Б называют на анонимных началах цифру 58, участники рынка — 68. То есть потери можно оценить в сумму чуть больше 234 млн рублей.
«До сих пор не понятна позиция Студенникова (Сергей Петрович, основной бенефициар ООО «Меркурий ритейл холдинг», управляющий магазинами двух брендов — ред.) и почему он не стал входить в контакт с властями региона», - удивляется один из участников рынка. Он предполагает, что, возможно, из-за СВО компания столкнулась с логистическими проблемами, связанными с поставками алкоголя из-за границы, которые не сопоставимы с потерями на кировском рынке.
Отметим, что сети «Бристоль» и К&Б находятся под управлением ООО «Меркурий ритейл холдинг» (ранее ими управлял кипрский оффшор Mercury Retail Holding). Основными владельцами компании являются: Сергей Студенников (основатель К&Б, владеет 45%/), 4% — его жена Елена Соболева, а также владельцы «Бристоля» Игорь Кесаев (37,25%) и Сергей Кациев (7,69%).
Запрет не решит проблем
В «Вятиче» вступление в силу законодательных новшеств оценили крайне пессимистично. Здесь считают, что это не решит ни одну из ранее обозначенных властями проблем: алкоголизации населения, поступления на рынок контрафактной продукции через рюмочные и мини-маркеты, торговли в часы запрета.
С точки зрения «Вятича» лучше заняться очисткой рынка от нелегальной продукции, прививать культуру пития, а не пытаться решать проблемы репрессивными методами, которые, к тому же, не дадут ожидаемого эффекта.
«Обеспечить доступ, контроль и досуг», - объясняет позицию компании Владимир Маматов, отвечающий за связи с общественностью.
«Когда подвыпивших граждан полиция начнет доставлять домой, как в Финляндии, тогда можно говорить о начале наведения хоть какого-то порядка и движения в сторону цивилизации», - отмечает Владимир Валерьевич.
В «Вятиче» также подчеркнули, что новшество не играет на руку и местным производителям. Так, компания в связи с запретом продаж алкоголя лишилась, хоть совсем мизерной по сравнению с общими объемами, доли продаж. По скромным подсчетам, в месяц через К&Б региональный производитель пенного напитка реализовывал порядка 20 тонн продукции.
Возможными бенефициарами нововведения могут быть представители как местного, так и федерального ритейла.
Авторами инициативы стало правительство региона в 2021 году. На тот момент губернатором был Игорь Васильев.