www.razvlekis-kirov.ru
Поиск мест и событий
Ничего не найдено
Все результаты
Добавить компанию
Сегодня:
,

Грузовое судоходство на Вятке — авантюра почище водовода?

  /     /  
Грузовое судоходство на Вятке — авантюра почище водовода?
  /  
60
Грузовое судоходство на Вятке — авантюра почище водовода?

Грузовое судоходство на Вятке — авантюра почище водовода?

«Крайне затратной при абсолютной бессмысленности» назвали кировские предприниматели губернаторскую затею по восстановлению судоходности реки Вятки. Особенно в части использования реки для «дешевой транспортировки грузов» с целью снижения себестоимости нерудных строительных и любых других материалов.

«Эту авантюру по заглублению русла реки для организации грузоперевозок можно сравнить лишь с грандиозной, многомиллиардной махинацией строительства водовода Кумены-Киров. Начиная с того, что в Куменах никогда не было стратегического запаса воды, достаточного для удовлетворения городских нужд», - говорит о своем мнении, называя его «глубоким убеждением», один из внеправительственных источников. Уточнив при том, что «близко и профессионально знаком с рекой еще со времен плотогонства» и активной деятельности Вятского речного пароходства.

«Отчего-то каждый из кировских губернаторов обращал свое внимание на отсутствие судоходства на Вятке и выносил в народ идею о пользовании реки как транспортной магистрали. Типа, «водная доставка» — самый экономичный способ транспортировки грузов. Вначале такой мыслью загорелся Владимир Сергиенков, но быстро отказался от утопичной затеи. Затем Николай Шаклеин задался вопросом: а не углубить ли дно Вятки, чтобы пустить по ней баржи. Никита Белых азартно говорил о необходимости дновыравнивательных работ. Но Белых страстный фантазер, и больше рассуждал о речном туризме: теплоходы, катера, яхты, веселые люди, счастливые дети, - прекрасный познавательный отдых. Игорь Васильев совсем недолго, но тоже носился с «речной идеей». А теперь, видимо, пришла очередь Александра Соколова, и, похоже, он взялся основательно: летят миллионы, задорно рапортуют о свершениях. Но не говорят о смысле и итогах. Ведь, если подойти к теме экономически, то всех глав региона могла интересовать только добыча речного песка — качественного, добытого за счет бюджета и который можно дорого продать», - вспоминает собеседник историю вятской «водной магистрали».

При этом он пояснил, что все предыдущие «затеи» были недолги и не имели продолжения до следующего губернатора хотя бы потому, что все поднятое на поверхность русла реки должно складироваться на ее берегах. А несанкционированная торговля федеральной собственностью, к которой относится песок, если это не «платные карьерные работы», расценивается федеральным законом как «хищение госсобственности».

Кстати, еще в 70 годы прошлого века к Кировской области обратилась известная азиатская компания, которая предложила за свой счет очистить речное русло, но забрать при том всю древесину, которую поднимут со дна реки. Разрешение на то дано не было. И сегодня, если учесть, что со времен плотогонства (последние плоты гоняли по Вятке в начале этого века) и молевого сплава на дне реки скопились эшелоны срубленных деревьев, дно Вятки сравнимо с золотым прииском. Так как бревна, пролежавшие в воде полвека и более, называются «мореной древесиной», цена которой сопоставима со стоимостью драгоценных камней и металлов.

Чтоб река не вильнула

По мнению собеседника, сегодня, если дать оценку уже проведенных «углубительных работ», то ни осмысленными, ни практичными их не назовешь:

«Если помните, то в прошлом году в Котельниче заглубляли русло реки, чтобы горожане могли беспрепятственно добираться до Затона — заречной части районного центра. Зимой там ледовая переправа, а летом ходит старая галоша - для перевозки людей и небольших авто. Кажется на работы было потрачено миллионов 20-30, о чем доложили кировчанам, а потом сообщения иссякли, и не потому ли, что через неделю углубление занесло обратно».

Впрочем, специалисты и не скрывают, что ожидали «нечто подобное»:

«Леса по берегам Вятки почти все вырублены — река виляет куда хочет, болота осушены - мелеет, сегодня нарушена вся естественная циркуляция воды. Плюс довольно быстрое течение — вот вам и ожидаемый итог. А ведь разговор идет о «старой галоше», а не о барже грузоподъемностью девять тысяч тонн.

Такая от Ульяновска, где планируют покупать цемент, пройдет до Кирова только в половодье, когда подъем воды до семи метров. И дал бы ей Бог возможность вернуться обратно... Только нет у нас дружеских связей с небесной канцелярией, чтобы наверняка знать, когда река поднимется и сколько времени продержится. Может до июля простоит или в мае спадет».

Как считает источник, единственными действительно нужными работами было углубление русла у старого моста, когда Вятка решила «свернуть направо», затопив при том районы Красной Звезды и Коминтерна.

Дешево, но по цене золота

Кстати, все собеседники обеими руками за то, что перевозка грузов водным транспортом — самая экономичная. Но в Кировской области «затратная часть на создание инфраструктуры», которая сегодня начисто отсутствует, сделает груз золотым. И вложения региона никогда не окупятся.

«Сколько из Ульяновска за год придет барж? Две, максимум три, и водный транспорт встанет на прикол, если вообще когда-нибудь рискнет к нам плыть. Но давайте считать от того момента, как будто бы уже подогнали земснаряды и русло углубили. Хотя учтем еще один важный момент: несколько лет назад во время учений военные «потеряли» понтонный мост — между Малмыжем и Вятскими Полянами, где-то в районе Данаурово. Достать тогда не смогли, но проблему решать придется, хотя метровые понтоны земснарядом не вычерпаешь... Но мы загрузились и поехали, - продолжает собеседник свою историю. - К вечеру команда намерена где-то причалить, чтобы отдохнуть, поспать и заправиться - на одном баке до Кирова не дойдешь. Но нет ни одного парковочного узла, ни единой причальной стенки, ни намека на заправку. А баржу, как моторку, на песочек не вытянешь, и горючее ведрами не натаскаешь. Тем более что от берега до придорожной АЗС даже тропинки не имеется...

Ладно, плывем дальше, видимо, на веслах. Вот он Киров... А где пришвартоваться? К дереву привязаться бантиком? А кто разгрузит тысячи тонн цемента, который, что очень вероятно, на реке несколько отсырел и местами затвердел. Придется вручную, ведь речного порта, как и портовых кранов, нет... Хорошо, разгрузились, на бережок сложили, а потом что? Ведь цемент на улице не хранят. Специалисты говорят, надо строить башни по принципу элеватора. Да не одну, а штук десять или больше - по числу востребованных марок цемента.

Еще накладка: разгрузили в Кирове, а, судя по накладной, груз ждут в Омутнинске. Подгоняем машины, загружаем, отправляем... Но это не просто рассказ о трудностях водной транспортировки, а больше с целью хотя бы примерно посчитать предварительные затраты на создание водной инфраструктуры. У меня получилось сотни миллионов. Кто-то вычислит, что счет пойдет на миллиарды беспечно или бездарно потраченных рублей. Так как для нормального судоходства, чтобы плавали не месяц, а хотя бы полгода, а то, что плавает тоже надо купить, нужно построить водохранилища, систему шлюзов и пропускных систем. Ну и пограничные, и таможенные службы, которые в палатках жить не будут и подножным кормом питаться не станут.

Так что, когда в Правительстве говорят, что в прошлом году на 18 километров увеличена протяженность участков с гарантированными габаритами судового хода, смеемся до слез. Это ж как сказать, смотрите, кировчане, какой прекрасный пентхаус построили. Правда забыли фундамент положить».

Источник:   Newsler.ru
Не нашли вашу компанию в каталоге?