Паралельный импорт оказался мошеннической схемой
Сотни автовладельцев, которые купили иномарки, вывезенные дилерами из Казахстана, попали в аховую ситуацию. Руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, комментируя ситуацию «», сообщил, что такие авто продавались официально через автосалоны, как машины, привезенные из Казахстана по «серому» или параллельному импорту. «Но в феврале 2024 года граждане Казахстана начали массово подавать заявления в полицию о том, что их обманули мошенники», — подчеркнул эксперт.
По информации специалиста, аферисты на протяжении прошлого года предлагали гражданам Казахстана оформлять автомобили на себя в кредит за вознаграждение в два миллиона тенге (порядка 400 тысяч рублей), а также сулили возможность выкупа автомобиля в дальнейшем по низкой цене.
Злоумышленники уверяли, что приобретают авто для рабочих целей и собираются использовать их в прокате и таксопарках. Доверчивым покупателям обещали, что за них будут вносить платежи по кредитам, а после их погашения предлагали несколько вариантов. Один — с переоформлением машины в автопрокат или таксопарк. Второй — с выкупом по льготной цене.
Но все эти устные договоренности никто не выполнил. Аферисты либо не вносили платежи за заемщиков, либо делали это всего пару раз. В итоге в феврале 2024 года казахстанские банки начали массово требовать деньги от должников напрямую, а те, осознав, что их просто кинули, стали обращаться к правоохранителям.
В полиции после этого возбудили дело, а машины объявили в международный розыск. При этом покупатели этих авто (большинство пострадавших приобрели их в 2023-м, — прим. ред.) оформляли их официально на территории России, соблюдая все необходимые нормы. Люди получали электронный паспорт ТС и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), указал Шелков.
В ходе расследования выяснилось: организаторы схемы не использовали машины ни для проката, ни для работы в такси. После ввоза в Россию транспортные средства сразу же распродали, подделав договоры купли-продажи от имени собственников из Казахстана. Предполагаемого организатора схемы уже задержали.
Как отметил эксперт, казахстанцы пытаются вернуть свои автомобили, а россияне вынуждены добиваться, чтобы их признали добросовестными покупателями, либо требовать деньги у автосалонов.
Где продавали авто из Казахстана
Самыми распространенными моделями, оказавшимися в России по этой схеме, были Toyota Camry, Hyundai Elantra, Creta, Sonata, Tucson. Продавали их чаще всего через несколько автосалонов в Санкт-Петербурге.
Сейчас автомобили до сих пор стоят на учете в Казахстане, являются кредитными и числятся в международном розыске. При этом многие покупатели ездят на своих авто, даже не подозревая, что у них на самом деле за история, и что ТС разыскивают правоохранители.
Выявляют «кредитные» машины при обращении в ГИБДД за переоформлением на нового владельца при продаже, замене свидетельства о регистрации и прочих подобных случаях. После того, как выясняется вся подноготная авто, его могут либо оставить у владельцев под сохранную расписку без права продажи, либо изъять и отправить на спецстоянку.
Что делать пострадавшим
Очевидно, что при реализации данной схемы действовало трансграничное преступное сообщество, заявил в беседе с доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН, председатель комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей Вячеслав Плахотнюк.
Восстановление справедливости, по его словам, теперь зависит в том числе и от сотрудничества между правоохранительными органами России и Казахстана.
«Интересы российских граждан должны быть защищены в рамках уголовного дела, где они должны признаваться потерпевшими. Государство должно быть на их стороне, а не перекладывать на них трудности. Если автосалон обанкрочен или ликвидирован, то есть возможность привлечь к субсидиарной ответственности владельцев или иных контролирующих лиц», — цитирует издание эксперта.
«Чтобы избежать подобных казусов в будущем, необходимо наладить адекватный информационный обмен между коммерческими органами и между банками», — добавил он.
В свою очередь, автоюрист, правозащитник Лев Воропаев напомнил, что при покупке любого автомобиля обязательно следует проверять его на наличие залога и возможного угона. А это: пробить машину по возможным электронным базам, на сайте нотариата - на наличие залога, по базам ГИБДД — на наличие угона.
Он советует хранить полученную информацию на случай судебного разбирательства, чтобы автовлаеделец смог подтвердить свою добросовестность при приобретении ТС. И не важно, идет покупка у физ- или юрлица.
Максим Шелков обратил внимание, что при покупке авто в России эту информацию проверить нельзя, потому что в Казахстане она предоставляется не по VIN-номеру, а по госномеру машины и номеру свидетельства о регистрации.