При недолгом руководстве которого «Дорожным комитетом» - 14 месяцев и неделя (с 18 мая 2023 года) - уже никого не удивляет, что «львиные доли» миллиардных ассигнований на ремонт дорог и мостов достаются как бы местным частным дорожно-строительным компаниям. Либо тоже частным, но «залетным», из Татарстана, фирмам.
Именно при Роздине «Вятавтодор» твердо ступил на путь банкротства, сегодня больше специализируясь на «собирании бычков с обочин трасс», получая лишь объедки с «барских столов» в виде нескольких десятков миллионов рублей. Тогда как миллиардные генподряды легко забирали местные и татарские частники.
Так что, вопреки заявлению депутата Заксобрания Дмитрия Русских, что в прошлом году «Вятавтодор» «начал вставать на ноги», можно утверждать с уверенностью, что в 2023-м государственная компания могла лишь дотла «сожрать» 800 миллионов рублей чистой прибыли, полученной в 2022-м. И ни в текущем, ни в будущем годах нет ни только малейшей надежды на ее «финансовое оздоровление», но, скорее всего, очевидна тенденция к ухудшению.
Как еще в нынешнем январе писал Newsler.ru, «Дорожный комитет» расторговал десять лотов на ремонт в 2024 году автодорог регионального и межмуниципального значения. Так, что полтора миллиарда федеральных средств достались частной компании и «Вятавтодору», являющегося 100-процентной собственностью Кировской области. При этом деление «полутора ярдов» не было равноценным, так как «наша компания» заключила контрактов на 200 миллионов меньше (656 468 329 рублей), чем «частный бизнес». При этом половину стоимости почти сразу отдана субподряд дорожно-строительной фирме, чаще именуемой «армянской».
Зато в июле, когда было разыграно восемь лотов на общую сумму два миллиарда федеральных рублей, выделенных на ремонт автодорог в 2025 году, 1,2 миллиарда рублей получила частная компания из Татарстана - ООО «Волгадорстрой». Заказов на 600 миллионов выиграло СУ-43, а вот «Вятавтодору» досталось... 75 млн.
Может кому-то покажется забавным, но «Вятавтодор» переплюнула даже «татарская команда» «Русремстрой», забравшая генподряд на 155 млн. Хотя «Русремстрой», если судить по срокам сдачи объектов и качеству работ на дорогах Кировской области, даже допускать к торгам, вероятно, было бы верхом легкомыслия.
При Денисе Роздине ушло в небытие понимание «расторговка лотов с падением первоначальной стоимости», при том что до-роздинская составляла, как минимум, 10 процентов и нередко опускалась до 30. Что позволяло дополнительно ремонтировать десятки километров дорог и безболезненно для бюджета вкладывать средства в чрезвычайные ситуации. Так что, если судить по итогам торгов за 2024-2025 годы, то «падение первоначальной стоимости» из 10-процентного расчета, вероятно, составило бы порядка полумиллиарда рублей.
Зато при нынешних торгах падение стоимости генподряда не превышает, как правило, 0,1-0,2 процента, что стало антирекордом за весь постсоветский период. И не может не привести к догадке, что нынешние торги - вероятно, суть номинальная, заранее не предусматривающая никакой конкуренции в силу возможной «заточенности» техзадания на конкретного подрядчика.
Еще при Роздине могла стать «невыездной, а кабинетной» процедура проверки качества ремонта дорог и мостов. А ранее обязательные сроки сдачи объектов в эксплуатацию воспринимаются, скорее всего, «не более чем пустая приписка в заключенных контрактах». Так что генподрядчикам и «Дорожному комитету» лишь Newsler.ru становится «поперек горла», когда сообщает публично об отсутствии качества ремонта (например, кладут асфальт на сугробы при температуре -17) или «почти годовых просроках завершения ремонта». Благо, что источников: дальнобойщиков, водителей и автолюбителей, - более чем достаточно.
Правда Newsler.ru надеялся на то, что на опубликованные материалы должна быть более активная ответная реакция «сонма проверяющих»: депутатов, Минтранса, Контрольно-счетной палаты и Правительства, - которые, если в органах забыли, что статьи приравниваются к официальному заявлению, могли бы лично обратиться к силовикам хотя бы для начала «доследственной проверки». Чтобы, даже не надеясь на то, что кто-то будет наказан или «привлечен», просто из любопытства узнать о возможных потерях облбюджета, ранее неплохо пополняемого генподрядчиками штрафами за каждый день просрочки сдачи объекта в эксплуатацию.
И, если в «сером доме» задать вопрос о причинах, возможно, «никем не замечаемых, но в Уголовном кодексе детально описанных», событиях, то ответ, исключающий позицию официальности, будет один: Роздина пригласил на работу глава Минтранса Алексей Петряков (по слухам, якобы намерен уволиться через месяц). Так что ответственность за «фатальные изменения» в «Дорожном комитете» это, скорее всего, в большей степени «прерогатива министра».
А, если учесть, что с момента начала служения Кировской области Петрякова именуют не иначе как «человек Жердева» (зампред Правительства), а того в свою очередь «другом губернатора», то выходит, что «спячка местных органов» процесс естественный? Ведь еще Никита Белых дал оценку подобной ситуации, применив определение «патернализм» - как «размазывание ответственности по большому числу чиновников, так что отвечать за содеянное некому».
Кстати, на должность Дениса Роздина, известного широкой публике в том числе и публикацией «За рулем «убитой» Pajero был глава «Дорожного комитета?», - возможно использовавший Mitsubishi с «бортовым номером» О 999 ОО в «личных целях» (ремонт якобы обошелся бюджету в 1,3 млн. руб), пришел в качестве и.о. Игорь Меркулов. Первое движение которого по политической лестнице связывали с родством с Дмитрием Осиповым, который, как директор «Вятавтодора», пристроил «родственничка» в свою компанию.