Причем губернаторская версия («слишком дорого») была поставлена под сомнение уже в процессе ее озвучивания. Пришли в недоумение и специалисты по ремонту дорог, и сотрудники Управления бухгалтерского учета и закупок. Так как первые стопроцентно уверены в том, что при стоимости обычного ремонта километра дорожного полотна 24-25 млн рублей, его «капитальное обновление» не могут стоить меньше объявленной стоимости - 111 млн рублей.
«Для уширения проезжей части и тротуаров, замены приборов уличного освещения, строительства остановок и разворотного круга, а также, как наиболее затратная часть, переноса подземных коммуникаций, - цена вполне адекватная», - в один голос заявляют дорожники. Утверждая при том, что, как минимум, третья часть всей суммы заказа, видимо, пойдет на замену коммуникаций, которых в направлении Аэропорта в разы больше, чем подведенных к десятку жилых домов.
Другие же - профессионалы в части организации и проведения торгов и Центра сопровождения закупок - пришли в неменьшее смятение, так как приняли к исполнению размещение госзаказа (что было сделано 1 февраля) лишь после прохождения всех согласовательных процедур, предусмотренных Федеральным законом для каждого из лотов, чья стоимость превышает 30 млн. рублей. В частности: слушаний, прошедших в законодательной и антикоррупционной Комиссиях, а также получения положительного заключения госэкспертизы по проекту и сметной документации.
«Мы не могли принять в работу инициативу Заказчика, в данном случае это «Дорожный комитет», не исполни он все законные предписания. Особенно в части обоснования и согласования стоимости материалов и работ. Но точно не нуждались в результатах общественных слушаний, о необходимости которых говорил губернатор, ведь их проведение в подобных случаях не предусмотрено ФЗ», - делится мнением специалист «по закупкам». Он также рассказал, что госзаказ был снят с торгов без хоть какого-то объяснения причин.
Дело в Чурине или «грамотном распиле»?
Мнением о том, почему «адекватный госзаказ» на дорогу к аэропорту был снят с торгов, поделился известный дорожный строитель:
«Я поначалу тоже не понял, почему убрали хороший лот. Хотя заявляться туда не планировал из-за очевидных, на мой взгляд, причин: указанные технические характеристики определенно, избегая слова «заточенность», вероятно, подходили трем компаниям - государственно-муниципальным «Вятавтодор» и «ГДМС» и частной СУ-43. А так как список претендентов на получение генподрядного договора не публиковался, то кулуарно узнал, что четвертым заявившемся мог быть или был «Энерготранс-С» - компания, которой приписывают аффилированность бывшему главе правительства Александру Чурину. А при наличии возможного губернаторского неприятия всего, что связано с именем Чурина, ответ стал очевиден для всего строительного сообщества».
Как уточнил собеседник, по его сведениям, «Энерготранс» намеревался «взять заказ» даже путем «падения его стоимости на 50 процентов». Что в самой компании не опровергли, но уточнили, что имели возможность «уронить цену» до... 70 миллионов рублей. Оставив в областном бюджете чуть более 40 «лимонов», которых хватило бы на ремонт еще полутора-двух километров дорог.
Кстати, в «Энерготрансе» пояснили, что намерены принять участие и в новых торгах на ремонт дороги к «Победилово». Но предполагают, что идея останется в мечтах, так как при невозможности уменьшить утвержденную стоимость, вероятнее всего, будут «пересмотрены условия контракта», дабы, возможно, «заточить его под конкретного подрядчика».
«Как бы губернатор ни относился к бывшему премьеру, нежелание сэкономить для бюджета 40 млн - это как-то не по-отечески. И, наверное, можно было бы оценить с точки зрения УК - как преднамеренное упущение выгоды... Но, если подойти к вопросу с позиции изначального намерения провести торги «без падения», да при условии наличия «конкретного подрядчика», то Чурин или другой претендент - были бы на дороге в аэропорт как прыщ на интимном месте - ни себе посмотреть, ни друзьям показать». Напомню, кстати, что один из депутатов, ранее очень известный публичным разоблачением правительственных схематозов, говорил в таких случаях: «Ситуация - ни украсть, ни покараулить».